Ви є тут

Управління підприємницьким ризиком підприємств океанічного рибальства

Автор: 
Яркіна Наталя Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U001197
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ РИСКОМ
ОКЕАНИЧЕСКИХ РЫБОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Характеристика современного состояния управления
предпринимательским риском предприятий океанического рыболовства
Управление предпринимательским риском океанических рыбодобывающих предприятий
следует рассматривать как подсистему в общей системе управления. Не имея
самостоятельного структурного подразделения, функцией которого являлось бы
управление предпринимательским риском, океанические рыбодобывающие предприятия
решают проблемы снижения уровня неопределенности, потенциальных потерь и
экономической безопасности бизнеса в ходе тактического управления хозяйственной
деятельностью, делегируя отдельные функции по управлению предпринимательским
риском соответствующим функциональным и линейным подразделениям предприятия.
Причем это управление осуществляется скорей неосознанно, косвенно, чем
целенаправленно и охватывает только минимальную часть необходимых действий.
Упрощенная схема организационной структуры управления океаническим
рыбодобывающим предприятием представлена на рис. 2.1.
Для океанических рыбодобывающих предприятий характерна своеобразная
двухуровневая система управления, которая обусловлена разрывом в пространстве и
во времени.
Деятельность береговых функциональных подразделений направлена на формальную
организацию, координацию и обеспечение работы промыслового флота, являющегося
основным производственным подразделением океанических рыбодобывающих
предприятий. Береговая администрация разрабатывает планы деятельности
предприятия и рейсовые задания по добыче и выпуску рыбопродукции на суда;
анализирует работу флота; организует ремонтное обслу-

Рис. 2.1. Схема организационной структуры управления океаническим
рыбодобывающим предприятием
живание, материально-техническое снабжение и вывоз рыбопродукции из районов
промысла; обеспечивает промысловой, технической и нормативной информацией,
текстами соглашений, регулирующих рыболовство в данном районе; поддерживает
диспетчерскую связь с судами; является субъектом правовых и экономических
отношений с контрагентами, государственными и межгосударственными
организациями-участницами мирохозяйственных процессов. Сложность управления
работой промыслового флота заключается в специфических условиях, влияющих на
организацию его эксплуатации. Наиболее существенное значение оказывают
особенности, присущие сырьевой базе, гидрологические и метеоусловия,
многообразие организационных схем эксплуатации разных типов судов, сложность
взаимодействия флота, портов и предприятий судоремонтной базы [113,114].
Следует отметить, что в настоящее время океанические рыбодобывающие предприятия
отказались от перспективного планирования своей деятельности, что объясняется
высокой степенью неопределенности предпринимательской деятельности в
современных условиях, отсутствием практически применимой (т. е. доступной для
понимания и имеющей разработанное программное обеспечение) методической базы
перспективного планирования, учитывающей специфику отрасли, с одной стороны, и
нежеланием или неумением высшего руководства предприятий отрасли перестроится с
проблем внутрипроизводственных, сиюминутных на внешние, во многом определяющие
успех предпринимательской деятельности в рыночной экономике, с другой
[115-117]. Это способствует повышению степени предпринимательского риска
океанических рыбодобывающих предприятий. Как уже отмечалось, риск предприятий
океанического рыболовства определялся и определяется, в первую очередь,
внешними факторами, что также выдвигает особые требования к квалификации и
личностным характеристикам высшего руководства этих предприятий.
Оперативное управление производственной деятельностью и вся ответственность за
руководство судном лежит на его капитане. Будучи законным представителем
судовладельца, капитан обладает необходимой нормативной, распорядительной и
дисциплинарной властью. Промысловое судно по сути представляет собой
предприятие в предприятии, выполняющее самостоятельные планы добычи и обработки
рыбы и имеющее особую внутреннюю организацию. Промысловое судно может быть
объектом различных прав (права собственности, аренды, абандона, т. е. отказа
собственника от своего имущества и т. д.) и участником административно-правовых
отношений с судовладельцем и органами, осуществляющими надзор за его
деятельностью (например, Регистром Украины, Морским рыбным портом, Главным
таможенным управлением и т. д.) [118, с.4]. Капитан является единоначальником и
руководителем всего экипажа судна, доверенным лицом судовладельца, на которое
возложена ответственность за выполнение производственных задач судна,
сохранность судна и жизнь находящихся на нем людей. В его компетенцию входит
разрешение текущих рисковых ситуаций и организация мер по снижению ущерба от
непредвиденных потерь на промысле. Однако действия капитана ограничены в
пространстве, во времени, по объему полномочий. Он не принимает участия ни в
выработке финансовой, ценовой, затратной, сбытовой, технической, инвестиционной
и др. политик предприятия, ни в формировании соответствующих стратегий. Следует
отметить, что, работая на судовладельца, капитан не является и носителем
ответственности за предпринимательский риск, полностью ложащейся на
судовладельца. В данном случае под ответственностью за предпринимательский риск
понимаем принятие на себя его экономических последствий, выражающихся в
возможности недостижения желаемого ф