Ви є тут

Економічне регулювання монополізму в трансформаційній економіці

Автор: 
Ломака Сергій Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U001563
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЗМА
2.1. Экономический контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
Государство, определяя отправные идей и основные принципы стратегической линии
в экономической, социальной и других сферах, должно проводить сбалансированную
экономическую политику, в том числе гармонично сочетать механизм конкуренции и
средства регулирования деятельности монополий. Одновременно обеспечивается
контроль общества за деятельностью монополий и устраняются условия, повлекшие
их возникновение и сохранение. Это составляет сущность антимонопольной
политики. Реализация последней, как известно, строится на антимонопольном
законодательстве.
Условно контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Украины можно
разделить по следующим основным направлениям:
предотвращение и прекращение нарушений антимонопольного законодательства;
контроль за экономической концентрацией;
контроль за соблюдением антимонопольных требований в процессе преобразования
государственной собственности;
контроль за соблюдением антимонопольных требований в процессе государственного
регулирования цен (тарифов) на продукцию монополистов.
Рассмотрим эти направления подробнее.
2.1.1. Механизм предотвращения и ограничения нарушений антимонопольного
законодательства
Важнейшую роль при экономическом регулировании монополизма играет
антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольного органа. Будучи
серьезным рычагом воздействия на бизнес, антимонопольное законодательство
используется национальными структурами как средство поддержания управляемого
статус-кво между конкуренцией и монополией, установления официальных правил
игры на рынке. Антимонопольный орган призван совершать контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства и защищать права и интересы предпринимателей
от его нарушения.
Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) на протяжении 1996 - 2002 гг. прекратил
10552 нарушения антимонопольного законодательства. Структура последних на
протяжении последних лет остается в основному неизменной, что отражает
устойчивость основных тенденций развития экономики. Основная доля прекращенных
нарушений приходится на злоупотребление монопольным положением – 44 % и на
дискриминацию субъектов хозяйствования органами государственной власти,
органами местного самоуправления и административно-хозяйственного управления и
контроля – 24,4 %, на недобросовестную конкуренцию приходится 8,1 %, на
антиконкурентные согласованные действия – 2,5 %. Другие нарушения составили 21
% общего количества. Динамика прекращенных органами АМКУ нарушений
антимонопольного законодательства за 1996-2002 гг. представлена в таблице
2.1.1.
Как видим, сравнительно небольшое количество дел расследовалось по вопросам
картелей и недобросовестной конкуренции. Такая ситуация объясняется тем, что
злоупотребления монопольным положением и дискриминация предпринимателей
органами власти – это нарушения, которые, как правило, имеют неопровержимые
доказательства в виде документов или решений органов власти и субъектов
хозяйствования. Их можно обосновать экономическими расчетами, осуществленными
на основании регулярной статистической отчетности и разовых обследований.
Таблица 2.1.1
Динамика прекращенных органами АМКУ нарушений антимонопольного законодательства
в 1996-2002 гг. [11, 12, 13, 14, 60]
Годы
Количество прекращенных нарушений антимонопольного законодательства в виде
Всего
Злоупотреблений монопольным положением
Антиконкурентных согласованных действий
Дискриминации субъектов хозяйствования
Недобросовестной конкуренции
Других нарушений
1996
380
21
86
396
149
1032
1997
381
17
263
57
239
957
1998
655
32
574
115
335
1711
1999
699
33
399
73
383
1587
2000
721
44
448
79
303
1595
2001
847
47
396
60
306
1656
2002
962
66
411
71
500
2010
Всего
4645
260
2577
855
2215
10552
Что касается антиконкурентных согласованных действий и недобросовестной
конкуренции, то рассмотрение соответствующих дел, как правило, осложняется
несовершенством нормативной базы и процедуры расследования, отсутствием
непосредственных доказательств, проблемами с проведением экспертизы и т.п.
Злоупотребления монопольным положением являются видом нарушения
антимонопольного законодательства, состоящим в совершении единолично
предпринимателем действий, которые невозможно совершить в условиях эффективной
конкуренции на рынке. Конечной целью любого злоупотребления является получение
дополнительной прибыли или других преимуществ, связанных не с повышением
эффективности деятельности, а с использованием предпринимателем своего
монопольного положения на рынке. Часто монополия стремится удержать
доминирующее положение или дополнительно усилить его путем ограничения доступа
на рынок конкурентов, вытеснения их с рынка или ограничения конкуренции другим
способом.
За период 1996-2002 гг. прекращены 4645 случаев злоупотребления монопольным
положением (в 1996 г. – 380 случаев – это почти в 2,3 раза превышает
аналогичный показатель 1995 г. и в 2,5 раза меньше показателя 2002 г. - 721). В
структуре злоупотреблений монопольным положением как и в прошлые годы
доминируют нарушения, прямо или косвенно направленные на установление
монопольных цен, на них приходится 62,4 % общего количества нарушений (в 1996
г. – 60 %, 2000 г.- 60,8 %). При этом наиболее распространенными остаются
ценовые нарушения – установление дискриминационных (32,5 %) и монопольно
высоких цен (29,8 %) на товары и услуги [11, 12, 13, 14, 60].
Однако следует отметить, что благодаря системе государственн