Вы здесь

"Економіко-математичне моделювання задачі формування асортименту супермаркету у розрізі товарних груп"

Автор: 
Луняков Олег Володимирович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
0405U001702
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

раздел 2
Многофакторный подход к формированию ассортимента товарной группы
2.1. Критерии эффективного формирования ассортимента товарной группы
супермаркета
Проблема определения эффективного управления портфелями активов и поиска
адекватных методов оценки портфельного риска представлены в работах ряда
известных зарубежных ученых, среди которых: Г. Марковиц [92], У. Шарп [93], Дж.
Линтнер [94].
Предложенные выше указанными учеными модели формирования эффективных портфелей
инвестиций в качестве основных направлений для вложения средств рассматривали
ценные бумаги, где риск вложений в ценные бумаги связывался неопределенностью
колебаний ее будущей курсовой стоимости. Товары супермаркета также могут
рассматриваться как возможные альтернативы вложения средств, которые
характеризуются своей индивидуальной доходностью и риском.
В качестве основных критериев эффективности диверсификации портфеля ученые
рассматривают такие показатели как: ожидаемая доходность и риск, связанный с
инвестициями. В качестве измерителя риска портфеля рассматривается стандартное
отклонение доходности. Стандартное отклонение является статистической мерой
разброса доходов, полученных на вложенные средства, от средней величины этих
доходов. Эффективность же портфеля определяется соотношением риска и доходности
инвестиций [95]. Эффективным портфелем считается портфель с максимальной для
заданной величины риска ожидаемой доходностью, либо, с минимальным для заданной
величины доходности риском. Так, модель Г. Марковица представляет собой задачу
формирования портфеля, обеспечивающего минимальный риск при заданном уровне
ожидаемой доходности и наличия бюджетного ограничения. Эти базовые принципы
формирования портфеля инвестиций используются и в модели оценки капитальных
активов (Capital Asset Pricing Model), сформулированной У. Шарпом и Дж.
Линтнером.
Эти принципы могут быть использованы и в процессе формирования ассортимента
товаров супермаркета.
Однако, задача эффективного подбора позиций в ассортимент, который представлен
в торговом зале, из ряда альтернатив-позиций, имеющихся вне торгового зала
супермаркета, имеет свои особенности. Отдельный товар супермаркета состоит из
достаточно большого количества взаимозаменяемых товарных позиций. Здесь в
первую очередь рассматриваются, так называемые, "profit builder's" товары, то
есть товары, приносящие наибольшую прибыль магазину и по которым эксперты
советуют в процессе планирования ассортимента работать наиболее тщательно [19].
В силу большого количества альтернатив по отдельному товару, относящегося к
группе "profit builder's", корреляционная связь между продажами товарных
позиций, входящих в состав данного товара, близка к нулю или незначима. Кроме
этого, достаточно часто в супермаркете возникает ситуация временного отсутствия
тех или иных позиций на полках магазина, что в свою очередь приводит к проблеме
самого расчета парных коэффициентов корреляций. Поэтому моделирование
ассортимента товаров, основывающееся на минимизации ковариаций доходности
активов (например, модель Г. Марковица) не является достаточно адекватным
процессу формирования ассортимента позиций в разрезе товарной группы или
отдельного товара супермаркета. Кроме этого, для супермаркета также важным
является исследование скрытых характеристик экономической эффективности продаж
портфеля товара. Выделение и количественное измерение латентных факторов
экономической эффективности продаж и распределение всех товарных позиций в поле
этих ключевых факторов позволяет раскрыть природу, то есть внутренние
закономерности получения магазином той или иной величины прибыли, её колебаний.
В моделях выше указанных ученых такой анализ не проводится. Здесь может быть
использован, предлагаемый нами, многофакторный подход к структуризации портфеля
товаров супермаркета.
Для оценки эффективности методики формирования ассортимента супермаркета
предлагается использовать коэффициент вариации прибыли от продаж. То есть в
отличие от модели Г. Марковица ставим задачу минимизации не стандартного
отклонения, а достижения наименьшей по сравнению с существующими подходами
относительной меры риска портфеля товара, измерителем которого в данном случае
выступает коэффициент вариации. При этом предполагается, что учет целой
совокупности показателей, оказывающих значимое влияние на уровень прибыли
супермаркета, даст возможность получения магазином достаточно высокой и
устойчивой во времени прибыли при минимальной величине риска, приходящуюся на
единицу этой прибыли.
Критерии эффективного формирования, с учетом выше отмеченных особенностей
продаж, в разрезе отдельного товара супермаркета рассчитываем по следующим
формулам:
, (2.1)
, (2.2)
где - ожидаемая величина среднедневной прибыли ассортимента товарной группы;
- цена продажи i-ой товарной единицы;
- цена закупки i-ой товарной единицы;
- физический объем продаж i-ой товарной единицы;
- количество дней, когда товарная единица i находилась в ассортименте
магазина;
- коэффициент вариации прибыли от продаж;
- стандартное отклонение ожидаемой среднедневной прибыли моделируемого
ассортимента товарной группы;
- дисперсия прибыли от продаж товарной единицы i.
Специфика формул (2.1) и (2.2) заключается в том, что в их расчете не
производится стандартизация на количество доступных альтернатив (позиций) по
товару, так как по каждой позиции товара в расчете среднедневной прибыли
учитывается величина продаж позиции за единицу времени.
Для оценки эффективного формирования ассортимента товарной группы, в осн