Ви є тут

Управління знаннями при формуванні конкурентних переваг підприємств.

Автор: 
Вєчорковскі Ришард Зенон
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U001883
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
Исследование особенностей управления знаниями предприятия, направленного на
формирование его конкурентных преимуществ
2.1. Анализ состояния использования знаний на предприятиях
Постулат о значимости знаний предприятия уже является аксиомой и не нуждается в
доказательстве, поскольку в экономике, как и в любой другой науке, фактор
обычно не подвергается детальному анализу, пока не получит статус релевантного,
то есть сравнимого по влиянию на конечный результат с аналогами. Однако следует
учитывать, что в отличие от материальных активов, знания предприятия неосязаемы
(нематериальны) по своей природе, поскольку являются порождением исключительно
человеческого интеллекта. В этой связи возникает проблема соответствия
существующей системы аналитических показателей, применяемых в управленческом
анализе и имеющих преимущественно финансовое выражение, с объектом
исследования. Известные на сегодня концепции синтеза финансовых и нефинансовых
показателей входят в противоречия со многими фундаментальными экономическими
законами, следовательно, создаваемые на их основе модели выявления денежного
эквивалента знаний организации могут рассматриваться исключительно в качестве
учебного пособия для дальнейших разработок.
Подобное состояние постоянного поиска решения (и постоянных ошибок) отнюдь не
соответствует интересам деловых кругов и государственных органов управления,
которые, особенно в условиях формирующейся экономики, часто не обладают опытом
и знаниями, необходимыми для внедрения довольно сложных дополнительных систем
управленческого анализа. В такой ситуации особую значимость приобретает
возможность ознакомления с тенденцией развития проблемы без привлечения
бухгалтерской и финансовой отчетности. Разработку системы показателей,
результаты обработки которой будут давать наглядное представление о развитии
знаний организации, можно считать первым шагом к построению системы управления
ими.
Проблема формирования и использования знаний на уровне предприятия продолжает
оставаться в сфере внимания довольно узкого круга специалистов. Поэтому
необходима разработка принципиальной схемы проведения диагностики использования
знаний в различных сферах деятельности предприятий на основе систематизации
факторов, влияющих на их возникновение.
Как было установлено в разделе 1, структура факторов, влияющих на возникновение
знаний организации, представлена тремя группами, каждая из которых объединяет
факторы:
использования внутреннего потенциала (персонал, технологии и процессы,
финансы);
эффективного взаимодействия с внешней средой (клиенты, конкуренты,
бизнес-партнеры, регламентирующие органы);
обновления и развития (инновационная активность, достижения научно-технического
прогресса).
На основе предложенной структуризации факторов, влияющих на возникновение
знаний предприятия, была разработана система показателей, характеризующих
воздействие перечисленных групп факторов, формирующих знания предприятия.
Главной задачей структуризации является универсализация предлагаемых
показателей и их унификация для большинства отраслей промышленности для
достижения возможности диагностики использования знаний в различных сферах
производства предприятиями с разными организационными и
социально-экономическими параметрами. Результаты работы по составлению системы
показателей, характеризующих воздействие групп факторов, влияющих на
возникновение знаний предприятия, представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Система показателей, характеризующая факторы, влияющие на формирование и
использование знаний предприятия
Группы факторов
Показатели, характеризующие воздействие факторов
Факторы использования внутреннего потенциала
1.1
Персонал
1.1.1
Соответствие профессионального уровня работников требованиям предприятия
1.1.2
Степень участия персонала в новаторских процессах
1.1.3
Активность работников в повышении своей квалификации
1.1.4
Уровень подготовки работников к внедрению новых технологий
1.1.5
Уровень мотивации персонала к развитию знаний
1.1.6
Участие менеджеров в процессе передачи знаний
1.1.7
Участие специалистов в процессе передачи знаний
1.1.8
Участие рабочих в процессе передачи знаний
1.2
Технологии и процессы
1.2.1
Наличие четко сформулированной стратегии и оценка степени ее реализации на
предприятии
1.2.2
Наличие базы данных о знаниях организации
1.2.3
Эффективность коммуникационной системы предприятия
1.2.4
Информационная поддержка процесса принятия управленческих решений
1.2.5
Уровень корпоративной культуры предприятия
1.2.6
Соответствие технического уровня средств обработки информации современным
требованиям
1.2.7
Эффективность менеджмента предприятия
1.2.8
Степень восприимчивости предприятия к изменениям
1.3
Финансы
1.3.1
Степень использования системы контроллинга
1.3.2
Уровень финансирования программ по повышению квалификации персонала
1.3.3
Возможность использования заемных средств при реализации инновационных проектов
1.3.4
Уровень инвестиций в развитие информационных систем
1.3.5
Объем финансирования перспективных разработок
1.3.6
Эффективность инвестиционных программ, связанных с НИОКР
1.3.7
Финансовая стабильность предприятия
1.3.8
Объем средств на приобретение патентов и лицензий
Продолжение табл. 2.1
Группы факторов, формирующих знания
Показатели, характеризующие воздействие факторов
Факторы эффективного взаимодействия с внешней средой
2.1
Клиенты
2.1.1
Степень осуществления мониторинга мнения клиентов
2.1.2
Способность предприятия диктовать свои условия пот