Ви є тут

Ергономічні особливості удосконалення внутрішніх архітектурних просторів

Автор: 
Скороходова Аліна Валеріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U002549
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНТЕРЬЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ

2.1.Пространственно-антропометрический фактор в формировании интерьера
Согласно теории архитектурной эргономики пространственно-антропометрический фактор занимает важнейшее положение в формировании внутренних архитектурных пространств. Выяснение психофизиологических свойств и поведения человека в интерьерах зрелищных зданий является одним из ключевых разделом диссертации.
2.1.1. Масштаб и пропорции в интерьере
Масштабность непосредственным образом раскрывается в соотношениях тех элементов здания, работа которых наиболее наглядна и позволяет оценить размеры или значимость здания по отношению к человеку, как это желательно архитектору. Архитектурный масштаб выступает и как средство раскрытия архитектурной композиции, и как художественное качество формы. От того, правильно ли он найден, во многом зависит выразительность архитектурного произведения. Нередко именно архитектурный масштаб определяет собой важнейшие черты образного строя интерьеров. Организация пространства, применяемые конструкции, свойства строительных материалов имеют решающее значение в определении системы членений здания. Каждый тип конструкций обладает специфическими размерами элементов, членится на составные части по особым закономерностям. Большую роль играют здесь и пластические качества материалов, форма и фактура поверхности, цвет.
У человека сложились четкие представления о масштабе членений несущей каменной стены, об архитектурной балке, арке, своде, наконец, о рубленой стене в деревянном зодчестве. Эти представления, выработанные веками, с одной стороны, базируются на реальных свойствах материала, а с другой, - закрепляются посредством сложившихся художественных эстетических представлений. Определенный масштаб имеют, например, русские древние избы. Характер рубки бревенчатых стен, толщина бревен, свесы кровли, наличники - эти членения и детали обусловливают масштаб, вытекающий из тектонической логики самого материала. В восприятии масштаба интерьера большое значение имеют ступени лестничных маршей, размеры ограждений лестниц, дверных проемов и т.п., являющиеся постоянными указателями масштаба по отношению к человеку, своего рода масштабным камертоном интерьера (Рис.34).
Внутреннее пространство зданий обладает своим масштабам, как правило, он мельче, чем масштаб экстерьера. В то время как масштабность внешней архитектуры учитывает соотношение объекта к человеку и к параметрам внешней среды (отсюда членения внешнего объема и его детали крупнее, чем в интерьере), в интерьере соотношение с масштабом человека осуществляется через более тонкое моделирование формы и фактур. Внешний объем здания в какой-то степени отчужден от человека. Находясь вне здания, человек относительно самостоятелен и независим от воздействия архитектурных форм, в то время как в интерьере он вступает в активное взаимодействие с архитектурой. В современной архитектуре ограждающие поверхности часто служат лишь мембраной, отделяющей внутреннюю среду от внешней. Отсюда сближение масштабов (внешней и внутренней архитектуры). В отношении архитектурного масштаба можно вывести ряд положений:
- масштаб сооружения зависит от характера его взаимосвязи с окружающим пространством, будь то архитектурный ансамбль или природный пейзаж;
- мерилом масштабности в архитектуре интерьера является человек;
- масштаб интерьера неразрывно связан с функциональной организацией внутреннего пространства и его конструктивной структурой;
- масштаб устанавливается системой членений объема, соотношением частей и целого, степенью детализации;
- при организации масштабного строя архитектурных форм интерьера учитываются возможные расстояния их восприятия.
Принцип соразмерности в композиции интерьера (Рис.35). Понятие "соразмерность" в определенной теории композиции подразумевает пропорциональность, масштабность архитектурной формы. В современной архитектуре правомерна большая емкость этого понятия: соизмерение архитектуры с человеком как учет закономерностей его восприятия и как связанная с этим мера разнообразия и единообразия архитектурной среды. Зрительное восприятие человека - объективный "ограничитель" и регулятор размеров, форм и характера, создаваемой архитектурно-пространственной среды. Человек не должен теряться в сверхмасштабе современного города, или огромного пространства общественного здания. "Масштаб" - не идентичен понятию "размер" - "величина". Архитектурный масштаб интерьера - это степень значимости, оцениваемая на основе восприятия соотношения величин частей и целого, взятых в связи с окружением и человеком.
Правильное определение масштабного строя интерьера его соотношений и связей, есть вместе с тем улучшение условий константности восприятия. И наоборот, при неправильном масштабном строе интерьера возникает недооценка или переоценка истинных величин, что приводит к нарушению константности и целостности восприятия. Для адекватного и константного восприятия масштаба интерьера в последнем должны быть выявлены "указатели" масштаба. Такими "указателями" являются формы хорошо знакомые человеку, и размеры которых он ясно представляет: ступени лестниц, высота проемов, мебель, оборудование и т.п. "Указатели" выступают в роли своеобразной единицы измерения, с которой соотносится воспринимаемые величины. В случае неправильного выбора "указателя" масштаба посетителю интерьера потребуется дополнительное визуальное соизмерение, соотношение элементов композиции с другими, а значит, и дополнительное время восприятия. Существуют различные приемы "увеличивающие" видимые размеры элементов интерьера и его масштаб. Чем больше членений имеет архитектурная форма или пространство, тем больше выглядят они по величине, но тем незначительнее, размельченной их масштаб. Более резкие членения формы "уменьшают" ее видимые размеры, но делают объект более значительным по масштабу. Принцип соразмерности в композиции интерьера позволяет уловить в восприятии еди