Ви є тут

Ірраціональне в науковому і позанауковому знанні

Автор: 
Дишкант Тетяна Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U003037
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ФИЛОСОФИИ

В предыдущей главе понятие "иррациональность" было рассмотрено в рамках математического, естественнонаучного и гуманитарного знаний. Мы выяснили, что иррациональность в математике связана с процессом (только с определённым знаком операции, например, корнем (?), число становится иррациональным объектом) и служит проявлением границ применения избранных рациональных форм в операциях воспроизведения свойств объектов. Пренебрежение этими границами (границы "растворяются" при попытках наложить бесконечное в обосновании конечного) приводит к утрате объектами свойств и, как следствие этого, к абстрагированию от процесса образования объекта. В результате постулируется существование множества абсолютных сущностей, о которых мы не можем сказать, ни что они собой представляют, ни как они между собой связаны.
Рассмотрением эволюции понятия "иррациональность" в математике, в той области знаний, где оно первоначально появилось, мы задаём систему отсчета, в которой будем рассматривать данное понятие в философии. Всё же мы должны учитывать что математика - абстрактная наука. Она абстрагируется от "живого" опыта, от факта и представляет, что всё данное нам - от сознания. Философия, как бы не старалась походить на неё четкостью мысли и точностью высказываний, не может стать столь же абстрактной уже по своему характеру: "Математика по существу дискурсивна, философия - интерпретативна. В математике мы встречаемся с приёмами определения, доказательства, дедукции и т.п., в философии мы требуем точности указания, описания, уяснения, приведения к первичной данности. То есть точность в математике и точность в философии не одно и тоже"[123, стр. 185].
В современных философских словарях на основе обобщения выводов, полученных в ходе анализа различных философских систем, иррациональное определяют, в основном, как нечто недоступное рациональному познанию, но познаваемое с помощью, например, веры или интуиции. То есть основополагающая роль в данном случае признается не за разумом, устремленным к получению обоснованного и доказательного знания, а за субъективной интерпретацией.
Иррациональное в философии связывают с процессом познания. В математике процесс понимается узко и сводится к конструированию объекта. Философия же, как наука о всеобщем, пытается охватить все возможные виды познания. Исследование факта знания - одна из важнейших задач философии. В то же время и сама философия есть определённый факт знания. Следовательно, мы можем ожидать проявления иррационального, по крайней мере, в двух аспектах: во-первых, в содержании философских систем (прямое утверждения о существовании иррациональных объектов или наличие в системе объектов неопределённых и интуитивно не ясных); во-вторых, в форме данных систем (наличие в них нарушений логического вывода). Второе проявление иррационального тесно связано с первым. Считается, что логика главное оружие философа, но логический вывод возможен только из посылок, которые в самой логике не содержатся.
Необходимо заметить, что нарушение логического вывода в философской системе необходимый, но недостаточный признак иррациональности данной системы, так как практически всем философам свойственно стремление, определив свои основные положения, возвести их в степень абсолюта и, опираясь на них, построить всю свою философскую систему, что обычно обусловливает наличие софизмов в системе. "Противоречия между философскими направлениями суть всегда только следствие односторонности и исключительности, с которым каждое из них признает свою точку зрения единственно возможной и исключительной истиной. В силу этой односторонности и исключительности философские направления доводят свои, в сущности, вполне верные начала и принципы до крайности и опровергают безусловно не только крайности, но даже и верные начала и принципы противоположных направлений" [98, стр. 39, 40].
Перейдём к рассмотрению тех философских систем, которые традиционно признаются иррациональными. Оговоримся сразу, мы рассмотрим в данной работе наиболее, с нашей точки зрения характерные философские системы из тех, которые относят к иррациональным. Анализ этих систем будет проводиться с целью выявления сущности, природы приписываемой им или декларируемой ими иррациональности.

2.1. ШЕЛЛИНГ - ОСНОВОПОЛОЖНИК СИСТЕМЫ ФИЛОСОФСКОГО ИРРАЦИОНАЛИЗМА

Философия Ф.В Шеллинга особо важна для понимания, т.к. считается, что именно "Шеллинг "открыл" иррациональное направление в философии" [55, стр.106]. Попробуем разобраться, благодаря чему философию Шеллинга называют иррациональной. Для этого рассмотрим основные принципы его философской системы.
Ф.В. Шеллинг очень большое значение придавал конструированию философской системы, так как полагал, что только строго систематизированное философское знание можно считать научным. Помимо этого, "...система, пренебрегающая формой, должна обладать таким же недостатком со стороны содержания. В философии дело вообще не в том, что познаётся, а из каких оснований оно познаётся" [114, стр.4]. Согласно Ф.В. Шеллингу, ни одна философия не может считаться истинной, если она не может доказать, что она обрела абсолютную форму. Такую форму философия может обрести, только если она будет обусловливаться абсолютно безусловным основоположением, которое "должно содержать условие всякого содержания и всякой формы" [114, стр.22].
Ранний Шеллинг искал безусловный принцип всякого познания. Рассматривая принцип всякого познания, философия должна начинаться с того же, с чего начинается и знание, с действительного отношения субъекта и объекта. Но, как верно полагает Ф.В. Шеллинг, ни субъект, ни объект не существуют сами по себе, каждый из них определяется посредством своего другого, то есть и объект, и субъект - обусловлены. Следовательно, философия желающая быть истинной, не может избрать своим опорным пунктом ни объект (иначе она станет догматизмом), ни субъект (как поступает критическая философия). П