Ви є тут

Соціальна детермінація наукової інновації

Автор: 
Кузьмічова Ольга Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U003309
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II.
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ИННОВАЦИЙ В НАУКЕ..112
2.1. Инновация в деятельности человека. Инновационность науки ...........112
2.2. Социокультурная основа научной инновации как фрактала социально детерминированной науки .............................................................143
ВЫВОДЫ .................................................................................178
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................181
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Для переходных этапов существования эволюционирующей общественной системы характерно обострение связей внутри целостного социального организма. Наблюдается особая активизация детерминирующих факторов в развитии таких его значимых подсистем, как культура и наука. Прогрессивное обновление социума осуществляется посредством исторически присущих человеческой культуре способностей отражать действительность, трансформировать действия и вносить элемент новизны. Способность общественного человека к творчеству, а также возможности сообщества принимать или адаптировать согласно своим насущным потребностям результаты этого творчества создают условия для изменений в различных сферах социокультурного бытия.
Инновации выступают основным механизмом формирования новых технологий, новых моделей поведения, обновления производства и организации знаний, создающим предпосылки для поиска альтернативных путей развития общества, находящегося в состоянии нестабильности. Инновации как инструмент преобразования получили широкое распространение в различных сферах деятельности социальных субъектов. Однако говорить о методологии инноваций еще рано. Правда, уже имеются заявления методологов о возникновении нового направления в науке - инноватики с её собственным методологическим обоснованием. Инноватика сформировалась в ответ на требования практики промышленно развитых стран в создании новых областей знания, специальных исследований, необходимых для более эффективного решения задач интенсификации и ускорения производства. Она заявила главной своей проблемой возникновение нововведений, диффузию их внутри социальных систем и между ними, адаптацию к ним человека, выработку инновационных решений и т.д.
Теория и практика инноваций еще не вошли органично в социальные механизмы нашего общества, в жизнедеятельность людей, в их культуру. Переход от "точечных" инноваций к системной деятельности, направленной на преобразование научного знания и технологических разработок в новый усовершенствованный продукт, востребованный потребителем, еще окончательно не завершен. Безусловно, такое положение вещей отражает субъективные особенности "экономического" поведения и мышления людей, их ценностные ориентации и, таким образом, может трактоваться в терминах социокультурной реальности.
Наиболее удобным объектом для изучения новаторства как системы является научно-познавательная деятельность. Через рассмотрение динамики инноваций становится возможным не только постижение длящегося характера развития научного знания, но и выяснение общих тенденций трансформации социума и осуществляющихся в нем социальных процессов. Это все не имеет достаточно полного научного осмысления. Недостаточная разработанность проблемы социокультурной обусловленности научно-познавательной деятельности и её результатов (инноваций) в условиях эволюционирующей общественной системы обусловила выбор темы диссертационной работы, её цель и задачи.
Связь работы с научными программами, планами, темами.
Диссертация выполнена в рамках плановой научной тематики кафедры философии и социологии Южноукраинского государственного педагогического университета (г. Одесса) им. К.Д. Ушинского "Инновационность в методологии и технологии научного и социального познания" (утверждена на заседании ученого совета университета 25.12.1997г., протокол № 5) и сопряжена с выявлением когнитивных возможностей инновационного стиля научных исследований сегодняшнего дня и разработкой организационных рекомендаций в плане оптимизации социальных условий для инновационного творчества ученых Украины.
Цель исследования - выявить социальную обусловленность научных инноваций в условиях трансформирующегося общества.
Цель исследования обусловила решение конкретных задач, а именно:
1) дать анализ понятия "социальная детерминация";
2) проследить эволюцию проблемы социальной детерминации науки в истории философской мысли;
3) показать инновационность как одну из характеристик научной деятельности;
4) рассмотреть механизм инновационного акта в научно-познавательной сфере;
5) осветить природу инновации в составе когнитивных средств современной науки.
Объект исследования - научно-познавательная деятельность и ее результат (инновации) как социальный феномен.
Предмет исследования - социальная детерминированность научной инновации в трансформирующемся обществе.
Методы исследования. В диссертации использованы философские и общенаучные методы. В частности, социально-философское осмысление категории "социальная детерминация", проведение её сравнительного анализа с близкими логико-философскими категориями "социальная причинность" и "социальная причина" осуществлялось через использование взаимосвязанных методов анализа и синтеза. Философско-семантический анализ осуществлен при выявлении зоны приложения терминов "новшество", "нововведение", "новое", "новация", "инновация", во многих случаях употребляющихся в качестве синонимов. Структурно-функциональный подход использован при рассмотрении продуктов креативного процесса (открытий и инноваций) и их типологизации. Конкретно-исторический подход применен для исследования коллективного субъекта познания в ретроспективе, а также для анализа проблемы социальной детерминации науки в истории философского знания. Комплексный подход использован применительно к онтологии и методологии науки. В работе также среди других реализуются деятельностный и системный подходы, метод дедукции (при изложен