Ви є тут

Формування стратегій економічного розвитку промислового виробництва

Автор: 
Продіус Оксана Іванівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U003339
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СТРАТЕГИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА
2.1.Анализ теоретико-методологического обеспечения формирования
стратегий экономического развития
Термин "стратегия" (от греч. stratos - войско, ago - веду) имеет военное происхождение [109]. Первоначально под стратегией понималось искусство ведения войны. Однако использование понятия стратегии не является исключительной прерогативой древних греков.
В Древнем Китае в период между 480 и 221 гг. до н. э. уже была написана книга под названием "Искусство стратегии" [45, 72]. То есть 23 века тому назад понятие "стратегия" стало неотъемлемым элементом мировоззрения людей. Стратегии придавался смысл, который можно сегодня было бы назвать нормой оптимального поведения, будь то организации или же отдельного человека. Известный китайский ученый Сун Цу писал: "Тот, кто одержал сотни побед в сотнях конфликтов, вряд ли обладает высоким мастерством. Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт" [77].
Понятие "стратегия" исторически связано с искусством руководить борьбой - военной, общественной, политической. Предполагалось, что разработчик стратегии - стратег - имеет дело с умным, хитрым и непредсказуемым противником. Поэтому детальный план действий здесь не подходил: противник своими действиями всегда мог его нарушить. Стратег должен был искать и формулировать закономерности, позволяющие переиграть противника. Таким образом, под стратегией понимался набор принципов, которыми руководствовался полководец в ходе военной компании. Постепенно предпосылки, лежащие в основе применения того или иного принципа изменялись, и стратегия устаревала. Тогда преимущество было на стороне того полководца, который первый заметил изменение этих предпосылок, определил новые закономерности и предложил новую стратегию [102].
В современной версии энциклопедического словаря [21, с. 554] стратегия определяется как наука об искусном, ведущем к успеху и победе ведению войны, заключающем в себе основы учений о подготовке армии, военных запасов и снарядов, о подготовке театра будущей войны в инженерном отношении. Само выполнение военных операций согласно стратегическому заданию составляет предмет тактики.
Впервые термин "стратегия" относительно управления предприятием был применен в 1962 г. А. Чендлером [183], который сказал, что стратегия - это метод установления долгосрочных целей предприятия, программы его действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов.
В современном экономическом словаре [135, c. 324] стратегия с точки зрения экономической направленности определяется как долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты.
Так, в работах И. Ансоффа [5, 6] стратегия определяется как "набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности", а в работе Л.И. Евенко [49] под стратегией понимается "конкретизация пути развития предприятия исходя из динамики внешней среды посредством формулирования долгосрочных целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу".
Минцберг [102] определяет понятие "стратегии" через так называемую комбинацию 5-ти "П":
* стратегия - план действий;
* стратегия - прикрытие, т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;
* стратегия - порядок действий, т.е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;
* стратегия - позиция в окружающей среде, т.е. связь со своим окружением;
* стратегия - перспектива, т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться.
Таким образом, можно сказать, что стратегии, как военные, так и деловые, представляют собой набор устойчивых принципов, которыми руководствуются организации.
В процессе исследования литературных источников по менеджменту [5, 10, 34, 37, 45, 48, 51, 73] было определено, что понятие "стратегия" и ее понимание изменялось наряду с усложнением условий ведения бизнеса. Поэтому с целью проведения детального исследования для выяснения общей концепции понятия "стратегия" рассмотрим версии в толковании наиболее известных авторов (см. табл. 2.1).
В приведенных определениях стратегия раскрывается с разных позиций: как концепция, как набор правил, как генеральный план, как метод конкуренции, что отражает многогранность и значение этого понятия. И только лишь несколько авторов И. Ансофф [6] и В.Горемыкин [37] считают, что стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост, или может стать инструментом для обеспечения общих направлений роста организации.
Именно определения этих авторов можно взять за основу и поэтому, по нашему мнению, наиболее полным и экономически обоснованным является определение стратегии, характеризующие ее как последовательность определенных действий, обеспечивающих в условиях нестабильности сбалансированность деятельности предприятия и общие направления экономического роста.
Таблица 2.1
Определения понятия "стратегия"
ОпределениеСодержимое понятия И. Ансофф Стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности [6, с. 68]. Содержит общие направления, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы. Является "инструментом, который может помочь в условиях нестабильности, обеспечивает сбалансированность и общие направления роста".А. Чандлер Стратегия, как метод установления долгосрочных целей организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов [183] Долгосрочные цели разрабатываются и не подлежат пересмотру до изменения внеш