Ви є тут

Інформаційне забезпечення для моделювання та керування транспортними потоками у великих містах

Автор: 
Григоров Михайло Антонович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U003749
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСЛОВИЙ И ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
2.1. Методика проведения исследований и обработки данных
Из проведенного анализа существующих методов определения параметров движения транспортных средств видно, что процесс их движения представляет собой сложное явление. Время движения транспортного средства является сложной функцией и может быть представлено в следующем виде (рис. 2.1)
ТД = f(Д,Т, В), (2.1)
где Д - группа дорожных факторов, характеризующих условия движения транспортных средств;
Т - группа факторов, характеризующих технические характеристики транспортных средств;
В - группа факторов, характеризующих водителя.
При передвижении между районами города водители могут выбирать различные варианты пути следования. Вышеприведенные группы факторов влияют также на выбор водителями пути следования между транспортными районами. Таким образом, определив вид функции 2.1, можно решать задачу определения функции тяготения и выбор водителями пути следования между транспортными районами. Для достижения постав ленной цели было проведено исследование влияние факторов из выше приведенных групп на время движения транспортных средств.

Рис. 2.1 Факторы, влияющие на время следования транспортных средств через соответствующие элементы трассы
маршрута

Транспортные средства двигаются по существующей улично-дорожной сети. Всю трассу маршрута движения транспортных средств возможно разбить на две составляющие:
- участки маршрута между перекрестками;
- перекрестки улично-дорожной сети.
Данное деление трассы маршрута целесообразно вследствие различных условий движения на этих составляющих. На участках маршрута между перекрестками транспортные средства двигаются без существенного изменения направления движения в потоке. На перекрестках возможно изменение направления движения транспортных средств, что может существенным образом повлиять на скорость их движения. Кроме того, на перекрестках транспортное средство может вступать во взаимодействие с транспортными потоками конфликтующих направлений, что также может сказаться на времени проследования перекрестков. Более того, перекрестки являются местами концентрации дорожно-транспортных происшествий [122, 136]. При движении через перекресток водитель обязан выбирать соответствующие режимы движения, чтобы не допустить возникновение данных происшествий.
Участки маршрута следования транспортных средств между перекрестками можно дифференцировать по условиям движения на следующие составляющие:
- участки с двухсторонним движением;
- участки с односторонним движением.
Необходимость такого деления связана с тем, что улицы с односторонним движением облегчают перемещение транспортных средств за счет того, что исключается влияние на условия движения встречных потоков транспорта, уменьшаются противоречия между интересами водителей и пешеходов. При этом более эффективно используются все полосы движения [136].
Перекрестки улично-дорожной сети при исследовании времени движения транспортных средств также целесообразно разбить на две группы:
- регулируемые перекрестки;
- не регулируемые перекрестки.
На перекрестках данных видов существуют различные условия движения транспортных средств. Функционирующие технические средства регулирования дорожного движения определяют порядок движения транспортных средств, которые в свою очередь могут влиять на режим движения транспортного средства. Кроме того, каждую из этих групп перекрестков необходимо разбить на подгруппы в зависимости от направления движения транспортного средства:
- с движением прямо;
- с поворотом направо;
- с поворотом налево.
Необходимость создания этих подгрупп обосновывается тем, что в зависимости от направления движения транспортного средства происходит различное количество ответвлений, слияний и пересечений транспортного потока, в котором он двигается, и конфликтующих транспортных потоков [136, 137, 138]. Наименьшие помехи для движения наблюдаются при ответвлениях. Они могут вызывать лишь некоторое снижение скорости движения транспортного средства при выходе его из потока прямого направления. Значительно большие помехи возникают при слиянии транспортных потоков. Кроме замедления движения транспортного средства появляется и опасность столкновения, что также накладывает определенный отпечаток на его режим движения. Наибольшие сложности связаны с пересечением, так как вероятность столкновения здесь наиболее значительна.
На следующем этапе возникает необходимость в выделении факторов различных групп, приведенных в зависимости 2.1, влияние которых на время движения транспортных средств необходимо исследовать.
Френкель А.А. рекомендует при отборе включенных на рассмотрение факторов соблюдать следующие условия [139]:
1) перечень охватываемых изучением факторов необходимо обосновать теоретически;
2) перечень должен включать в себя важнейшие факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на изменение объекта;
3) перечень не следует делать слишком обширным, но он должен
описывать функцию по возможности во всех аспектах;
4) факторы не должны находится между собой в функциональной
связи, так как существование функциональной и близкой к ней связей
между факторами, показывают, что они характеризуют одну и ту же
сторону изучаемого явления. Включать в модель из двух связанных факторов нужно тот, который оказывает в уравнении регрессии наибольший вклад;
5) требуется установить область определения факторов;
6) необходимо учитывать условия изменения факторов во времени.
Пользуясь этими рекомендациями, были выбраны факторы, оказывающие наибольшее влияние на время движения транспортных средств.
В качестве параметров, характеризующих транспортное средство, можно выделить следующие:
габаритные размеры транспортных средств;
- удельная мощность двигателя;
- степень использования грузоподъемности или пассажировместимости транспортных средств.
Габарит