Ви є тут

Архітектурно-художні аспекти формування дитячих дошкільних закладів (на прикладі Одеси)

Автор: 
Кадуріна Антоніна Олегівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U003874
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (на примере Одессы)
2.1 Научно-методический аппарат исследований архитектурно-художественных аспектов
Для выявления особенностей формирования детских дошкольных учреждений на примере Одессы принимается комплексный подход. Основой историко-теоретического анализа является работа с литературными источниками (книги, периодика и др.) и архивной документацией. В литературных источниках всесторонне рассматриваются факторы, влияющие на формирование архитектурно-художественной среды в детских садах. Частичная информация содержится в: инструктивно-законодательной литературе, книгах по всеобщей истории архитектуры в области проектирования детских дошкольных учреждений, работах по искусствоведению, архитектурной композиции, формообразованию, цветоведению, эстетике, декоративному искусству, эргономике, возрастной и педагогической психологии и дошкольной педагогике. В отдельных литературных и архивных источниках рассматриваются исторические этапы развития архитектуры детских дошкольных учреждений в целом. Проводится системный анализ особенностей развития ДДУ с выделением архитектурно-художественного аспекта проектирования. В настоящей научно-исследовательской работе используются как общенаучные, так и частные методы исследований. Общенаучный метод включает в себя фактологический и аналитический методы [101].
В рамках фактологического метода проводится работа с литературными источниками, однако, информации, содержащейся в них недостаточно для раскрытия темы. Важными дополняющими факторами служат экспериментальная часть обследования и сбор проектного материала. В экспериментальную часть включены: материалы архитектурного обследования ДДУ Одессы с фотофиксациями и обмерами отдельных объектов; анкетирование персонала, тестирование детей дошкольного возраста и выявление антропометрических характеристик детей различных возрастных групп из медицинских данных и обмеров [93]. Сбор проектного материала, а именно проектов ДДУ различных временных периодов, осуществлялся в архивных, литературных источниках, документации в Одесском Краеведческом музее, архивах учреждений: ОАО "Херсон - Гипроград" и ОАО "Одесгражданпроект".
Аналитический метод исследований представлен в частности графоаналитическим методом, включающим ортогональное проектирование и перспективные изображения. Изучение архитектурно-художественных особенностей ДДУ осуществляется с помощью метода архитектурного анализа, с сопоставлением ортогональных проекций зданий детских садов в одном масштабе, а также метода эволюционных преобразований, с анализом зданий на различных этапах их исторического развития. По результатам тестирования детей дошкольного возраста применяется теоретический анализ, а также математический и статистический методы обработки информации с проведением кластерного и корреляционного анализов, построением графиков и диаграмм [97]. Кластерный анализ - это метод, позволяющий объединить переменные по величине их подобия. Корреляционный анализ позволяет рассчитать безразмерный коэффициент корреляции, показывающий величину связей между двумя переменными. Систематизация полученного фактологического материала выполняется отдельно, по каждому из четырех разделов:
В Разделе 1 "К истории возникновения и развития детских садов и состояние изученности вопроса" определяется главная проблема исследования, степень изученности архитектурно - художественных особенностей детских дошкольных учреждений в настоящее время. По историко-хронологическому принципу прослеживаются этапы возникновения и развития ДДУ в мировой практике. Таким образом, в равной степени использованы фактологический и аналитический методы.
В Разделе 2 "Комплексный анализ архитектурно-художественных аспектов формирования ДДУ (на примере Одессы)" фактологический метод применен в экспериментальной части обследования детских садов. Аналитический метод позволяет систематизировать и статистически обработать результаты проведенного эксперимента.
В Разделе 3 "Теоретические аспекты архитектурно-художественных решений ДДУ" фактологические методы базируются в основном на работе с литературными источниками. Аналитический метод применяется при теоретическом анализе различных архитектурно - художественных аспектов.
В Разделе 4 "Принципы и методы формирования архитектурно-художественных решений ДДУ (на примере Одессы)" фактологический материал, включающий в себя изучение архитектурно-художественных средств выразительности, получен в результате работы с литературными источниками. С помощью аналитического метода выведен ряд закономерностей относительно применения средств выразительности в оформлении экстерьера и интерьера ДДУ.
К частным методам исследований в настоящей работе можно отнести:
- метод комплексного подхода к созданию оптимальной архитектурно - художественной среды в ДДУ с объединением антропометрических, архитектурных, композиционных, художественных, педагогических и психологических характеристик
- учет специфики проектирования ДДУ в Одессе, с выявлением их основных архитектурных типов
- метод поэтапной апробации научных выводов и рекомендаций по архитектурно - художественным особенностям проектирования детских садов в научных конференциях, публикациях в открытой печати, внедрения в архитектурной практике и учебно-методических рекомендациях
- метод выбора оптимальных критериев оценки по эффективности достигнутых результатов исследования
Последний из указанных методов рассматривает результаты внедрения выводов и рекомендаций научно-исследовательской работы на практике. Наглядно его можно рассмотреть при сравнении экстерьеров и интерьеров основных помещений детского сада до, и после реконструкции. При этом каждое изменение обосновано рядом теоретических изысканий и подтверждено с помощью вышеперечисленных методов.
2.2 Обоснование проведения тестирования детей дошкольного возраста и архитектурного обследования детск