Ви є тут

Формування гнучкого цінового механізму підприємства

Автор: 
Єрфорт Ірина Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004104
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА ГИБКОСТИ
ЦЕНОВОГО МЕХАНИЗМА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Методический подход к оценке гибкости ценового механизма
предприятия
Основной формой проявления гибкости ценового механизма предприятия является
изменение цен, адекватное изменению условий внешней и внутренней среды. В
качестве количественных характеристик изменения цен были выбраны показатели
частоты и величины изменения.
Частота изменения цен (н) определяется по формуле
, (2.1)
где n – число изменений цен в рассматриваемом периоде;
Т – общая продолжительность рассматриваемого периода.
Величиной, обратной частоте изменения цен, является средняя продолжительность
периода действия постоянных цен (t):
, (2.2)
Период действия постоянных цен будем называть периодом устойчивости цен. Его
продолжительность может варьироваться в достаточно широком интервале и зависит
от частоты изменения цен, которая определяется преимущественно отраслевой
принадлежностью предприятия. Показатель частоты изменения цен, рассчитанный для
отрасли, характеризует уровень ценовой нестабильности внешней среды
предприятия. Оценка согласованности ценовой политики предприятия и конкурентов
основывается на сопоставлении показателей частоты изменения цен предприятия и
отрасли (на высококонкурентных рынках) или предприятия и лидера отрасли (при
наличии в отрасли предприятий-лидеров).
Определение периода устойчивости цен является необходимым условием оценки
величины изменения цен (коэффициента изменения цен), которая рассчитывается по
формуле
kЦt = – 1, (2.3)
где Цt – цена реализации продукции в текущем периоде устойчивости цен,
Цt-1 – цена реализации продукции в предыдущем периоде устойчивости цен.
Для оценки степени гибкости ценового механизма предприятия необходимо
определить экономически эффективные пределы ценовых изменений.
В соответствии с определением гибкого ценового механизма предприятия, изменение
цен должно обеспечивать постоянное увеличение стоимости предприятия, поэтому
при установлении пределов ценовых изменений будем опираться на концепцию
стоимости, основные положения которой рассмотрены в подразделе 1.1.
Как было отмечено, отсутствие в Украине развитого и нормально функционирующего
фондового рынка не означает невозможность практического использования концепции
стоимости для управления предприятием, и в частности формирования ценового
механизма. Специалистами консалтинговой фирмы McKinsey & Company был выявлен
параметр операционной деятельности предприятия, определяющий величину
свободного денежного потока, называемый ключевым фактором стоимости предприятия
[56, с. 158]. Это рентабельность инвестированного капитала, которая
определяется как отношение чистой операционной прибыли к инвестированному
капиталу, рассчитываемому как сумма чистых оборотных средств, чистых основных
средств и прочих операционных активов.
Таким образом, регулируются и баланс и отчет о прибылях и убытках,
поддерживается разумное равновесие между долгосрочными и краткосрочными целями
деятельности предприятия.
Формирование ценового механизма осуществляется в рамках основной деятельности
предприятия, которая является составляющей операционной деятельности. Поэтому
использование рентабельности инвестированного капитала в качестве определяющего
показателя оценки результатов деятельности предприятия при разработке
методических основ оценки гибкости ценового механизма представляется
обоснованным.
Универсальность данного относительного показателя обусловлена тем, что он может
использоваться для сопоставления результатов деятельности различных по
масштабам предприятий одной отрасли. Предприятие, зарабатывающее больше прибыли
в расчете на единицу инвестиций, стоит дороже сходного предприятия, получающего
меньше прибыли на единицу инвестированного капитала. Абсолютные показатели,
такие как свободный денежный поток, экономическая прибыль, в этом случае
неприменимы.
С учетом изложенного выше гибкость ценового механизма предприятия будем
оценивать с точки зрения влияния изменения цен, связанного с изменением
факторов внешней и внутренней среды, на динамику показателя рентабельности
инвестированного капитала, определяющего стоимость предприятия.
Использование рентабельности инвестированного капитала анализируемого
предприятия при расчете пределов изменения цен обосновано в том случае, если
рентабельность инвестиций предприятия превышает среднеотраслевой уровень. В
противном случае для расчета пределов ценовых изменений необходимо использовать
среднеотраслевой или показатель рентабельности инвестиций преуспевающих
предприятий данной отрасли.
Рассмотрим аналитические модели, позволяющие проанализировать изменение
рентабельности инвестированного капитала в текущем периоде устойчивости цен по
сравнению с предыдущим. Для этого введем следующие обозначения:
Пt, Пt-1 – прибыль от операционной деятельности соответственно в текущем и
предыдущем периодах устойчивости цен;
Кt, Кt-1 – капитал, инвестированный в операционную деятельность соответственно
в текущем и предыдущем периодах устойчивости цен;
б – коэффициент прироста прибыли, равный отношению изменения прибыли в текущем
периоде устойчивости цен по сравнению с предыдущим к прибыли в предыдущем
периоде устойчивости цен:
б = = ;
в – коэффициент прироста капитала, равный отношению изменения инвестированного
в операционную деятельность капитала в текущем периоде устойчивости цен по
сравнению с предыдущим к инвестированному в операционную деятельность капиталу
в предыдущем периоде:
в = = .
Тогда рентабельность инвестированного капитала