Ви є тут

І.І. Казас – просвітитель караїмів та кримських татар

Автор: 
Прохоров Дмитро Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U004327
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.И. КАЗАСА

2.1. Биография И.И. Казаса

До настоящего времени в исторической литературе не существует подробной научной биографии И.И. Казаса. Как было сказано выше, относительно подробное описание его жизни и деятельности представлено очерках И.И. Синани [607] и Б.С. Ельяшевича [359]. Тем не менее, ряд неточностей, допущенных этими авторами при составлении своих работ, перекочевал в работы других, в том числе, и современных исследователей. Проведенное нами исследование позволило откорректировать некоторые события в жизни просветителя. Так, Б.С. Ельяшевич [359, с. 3], а вслед за ним и А.Н. Кононов [272, с. 108], Э.И. Лебедева [485, с. 36], Я.И. Бараш [266, с. 23] упоминали о том, что датой рождения просветителя является январь 1833 г. Однако, при работе с архивными материалами было установлено, что в действительности И.И. Казас родился 11 марта 1832 г. в городе Армянский Базар Перекопского уезда Таврической губернии (ныне - пгт. Армянск), в небогатой караимской семье [20, л. 1 (об.)]. По социальному происхождению отец и мать И.И. Казаса принадлежали к мещанскому сословию [39, л. 14]. В пятилетнем возрасте он был отдан родителями в "мидраш" (приходское училище) при местной караимской кенасе [359, с. 3].
Проучившись в "мидраше" около трех лет, И.И. Казас успешно окончил за указанный срок весь положенный по программе этого учебного заведения курс. Затем родители отправили мальчика в Евпаторию. Там И.И. Казас поступил в высшую богословскую школу известного караимского просветителя Авраама "Абен-Яшара" Луцкого (1789-1855), считавшуюся в то время одним из лучших учебных заведений подобного уровня - современники даже называли ее "караимскими Афинами", или "караимской академией" [360, с. 127; 659, с. 6].
Учениками А.И. Луцкого в основном были дети из зажиточных караимских семей. Но он не отказывал в приеме в школу и малообеспеченным мальчикам, "если подмечал в них охоту к учению и дарование" [357, с. 66]. Таких воспитанников А.И. Луцкий обучал безвозмездно. Впоследствии, по просьбе влиятельных членов евпаторийской караимской общины, А.И. Луцкий прекратил прием платных учеников и стал готовить будущих преподавателей богословия и древнееврейской литературы из числа бедных юношей [357, с. 66]. Хороший знаток теологической литературы и авторитетный лингвист, А.И. Луцкий подготовил в стенах своей школы немало выпускников, ставших впоследствии известными педагогами, поэтами и общественными деятелями [357, с. 68; 659, с. 127].
За время своего обучения в этой школе И.И. Казас продемонстрировал хорошие способности к наукам и исключительное прилежание. А.И. Луцкий обратил внимание на способного ученика, и отдельно занялся его образованием, посвятив И.И. Казасу всё свое свободное время. Особенное внимание педагог уделял ознакомлению талантливого воспитанника с содержанием и текстами Танаха. В стенах этого учебного заведения И.И. Казас также совершенствовался в изучении древнееврейского языка, "тюркского караимского наречия" (т.е., по современной квалификации К.М. Мусаева, караимского языка [513]), постигал богословские тексты, караимскую классическую литературу и поэзию [359, с. 3]. Несомненно, что обучение у А.И. Луцкого оказало существенное влияние на формирование мировоззрения И.И. Казаса.
В 1848 г., в возрасте шестнадцати лет, И.И. Казас с отличием окончил школу А.И. Луцкого и получил звание "эрбы", которое давало ему право на занятие учительской деятельностью или исполнение духовной должности в караимских "мидрашах" [607, с. 287]. Родители мальчика, не имевшие возможности устроить своего сына в Евпатории, отправили его в Одессу, где определили на работу в качестве рассыльного в мануфактурный магазин к торговцу Я. Леви, в модном в то время Пале-Рояле [359, с. 4].
Тем не менее, занятие торговлей не стало призванием И.И. Казаса. Не имея склонности к коммерции, он с трудом переносил выполнение своих обязанностей "магазинного мальчика". Самостоятельно продолжая заниматься самообразованием и мечтая о продолжении учебы, И.И. Казас стремился вырваться из привычного окружения. Наконец, после шести месяцев службы в магазине, он принял решение оставить Одессу и уехал в Херсон, к своему дяде, который предоставил племяннику кров и возможность беспрепятственно заниматься учебой. За те два года, которые И.И. Казас провел в Херсоне, он самостоятельно изучил французский и немецкий языки. При поддержке православного священника, о. Трофимовского, который был в это время его учителем и руководителем учебных занятий, И.И. Казас экстерном сдал экзамены за полный гимназический курс и стал готовиться к поступлению в университет [359, с. 4].
В начале 50-х гг. XIX в. И.И. Казас из Херсона переехал в Москву, к своему отцу, который занимался там оптовой торговлей крымскими фруктами [607, с. 288]. Несмотря на сопротивление представителей караимской общины, которые осуждали распространение светских знаний среди молодежи, И.И. Казасу удалось добиться у отца разрешения на поступление в Московский университет. В 1853 г. И.И. Казас был определен в это учебное заведение вольнослушателем на исторический факультет [359, с. 6].
В Московском университете И.И. Казас проучился около двух лет, где слушал лекции знаменитого русского историка, профессора Т.Н. Грановского (1813-1855) кружок которого, популярный в те годы и состоявший из представителей русской интеллигенции и московского студенчества, он посещал [359, с. 7-8]. В этом кружке И.И. Казас сблизился со студентами А.А. Котляревским (1837-1881) и Д.И. Иловайским (1832-1920), ставшими впоследствии известными учеными, а также с болгарским общественным деятелем и патриотом Николой Катрановым (р. 1829). Как известно, последний послужил прототипом образа Инсарова в романе И.С. Тургенева "Накануне" [359, с. 7; 573, с. 60]. С Н. Катрановым, в то время студентом филологического факультета Московского университета, И.И. Казаса связывала тесная дружба. Именно ему он впоследствии посвятил пр