Ви є тут

Інтернет-сайти вищих навчальних закладів як інноваційні канали комунікації в умовах формування інформаційного суспільства в Україні

Автор: 
Калашнікова Людмила Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004643
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел IIIИНТЕРНЕТ-САЙТЫ КАК ИННОВАЦИОННЫЕ КАНАЛЫ ФОРМИРОВАНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И ТРАНСЛЯЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 3.1Особенности использования высшими учебными заведениями каналов коммуникации в период активизации информационных потоков1163.2Интернет-сайты высших учебных заведений Украины: практика реализации информационного потенциала128ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ150ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................154СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...................158
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования. Одной из основополагающих тенденций в развитии современного мирового сообщества выступает движение к информационному обществу. Перманентное увеличение объемов циркулирующей в социуме информации, нарастающая интенсивность информационных потоков, возрастание значимости информационной сферы, информационных технологий и инновационных каналов коммуникации позволяют охарактеризовать современный этап развития Украины как период перехода к информационному обществу или период активизации информационных потоков.
Активное развитие средств массовой коммуникации в ХХ веке стало неотъемлемым условием и характеристикой перехода к информационному обществу. Интернет - новейшее средство коммуникации между источниками информации, формирующее виртуальную реальность. В условиях активизации информационных потоков виртуальное пространство по своему влиянию становится равнозначным объективной реальности. Элементами, структурирующими и упорядочивающими виртуальное пространство, и в то же время коммуникационными каналами, насыщающими виртуальное пространство содержанием, являются Интернет-сайты. Их первоочередная задача - представлять в информационном пространстве субъектов и объекты, которые функционируют в различных сферах жизнедеятельности общества: политике, экономике, образовании.
В условиях активизации информационных потоков особую значимость приобретает представительство в виртуальном пространстве субъектов образовательной сферы, что обусловлено особой ролью института высшего образования в обществе нового типа. Высшее учебное заведение (вуз) как элемент системы высшего образования в условиях активизации информационных потоков выступает базовым элементом формирования информационного общества. Всестороннее включение в информационные процессы, развитие инновационных каналов коммуникации обеспечивает вузу возможность развиваться синхронно с трансформирующимся социумом, обеспечивая поле для формирования информационного общества. Представительство высшего учебного заведения в виртуальном пространстве осуществляется через специализированные Интернет-сайты, что позволяет ему выступать активным участником процесса формирования информационного общества.
Вместе с тем, происходящие в социуме изменения, связанные с переходом к информационному обществу, не только трансформируют существующую систему образования, но и наполняют ее новым содержанием. Поэтому вуз как устойчивое социальное образование призван удовлетворять определенные общественные потребности, для чего специфическим образом важно организовать деятельность. При этом основной задачей высшего учебного заведения в условиях активизации информационных потоков, наряду с его прямым назначением, выступает формирование общественного сознания, адекватного информационному обществу.
Механизм формирования новой социальной системы, каковой является информационное общество, представляет собой, на наш взгляд, трансформацию существующих форм социальных структур, норм, институтов, образцов поведения под влиянием отдельных элементов социальной структуры, являющихся формообразующими, "флагманскими" элементами нового общественного устройства. Опережающее развитие данных элементов формирует платформу для эволюции всех составляющих социальной системы. С нашей точки зрения, для информационного общества сегодня наиболее важными формообразующими элементами выступают информационное пространство и сфера образования.
Интенсивное развитие формообразующих элементов информационного общества (информационная сфера, система образования) посредством целенаправленной государственной политики и системы реформ в условиях рыночной экономики - вот, на наш взгляд, механизм реализации перехода Украины к информационному обществу и ликвидации отставания от развитых стран.
Популярность Интернета и скорость разрастания сети потребителей в настоящее время - одна из самых актуальных для исследования тем. В то же время количество фундаментальных работ, посвященных рассмотрению Интернет-сайтов как первичных элементов виртуальной среды, является незначительным. Тема "Интернет как объект изучения социологов" получила развитие в работах Е. Белинской, Б. Докторова, П. Залесского, В. Злотина, В. Лупанова, А. Пидько, И. Семенова, М. Чекулаева, А. Черенкова, А. Чугунова, В. Щербины.
В современной литературе активно разрабатывается тематика трансформации высшего образования в условиях формирования информационного общества. Ряд украинских и российских ученых - Р. Абрамов, Ж. Алферов, В. Бондаренко, А. Буданова, Т. Ершова, Я. Засурский, В. Касьяненко, И. Мелюхин - посвятили свои работы анализу характерных черт и признаков информационного общества. Негативные последствия развития информационного общества исследованы в работах И. Алексеева, Е. Елякова, В. Иноземцева. В работах Ю. Арского, В. Костюка, И. Курносова, А. Лаврухина, Ю. Нисневича, А. Ракитова, Г. Смоляна, Д. Черешкина, А. Чугунова проанализирована специфика перехода к информационному обществу стран постсоветского пространства.
Необходимо отметить, что тема образования, в том числе и высшего, была и остается традиционно популярной и, в связи с этим, активно разрабатываемой. Теоретико-методологические основы изучения образования как базового социального института заложены в трудах М. Вебера, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейма, Н. Лумана, Б. Саймона, Н. Смелзера, П. Сорокина.
В настоящее время в странах СНГ