Ви є тут

Планування навчально-тренувального процесу футболістів-інвалідів з наслідками дитячого церебрального паралічу в річному циклі підготовки

Автор: 
Овчаренко Сергій Валентинович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004829
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для решения задач исследования использовались:
1. Общенаучные методы теоретического уровня: анализ, обобщение, аналогия.
2. Методы эмпирического уровня: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, физиологические и биохимические методы.
3. Методы математико-статистической обработки результатов.

2.1. Методы теоретического уровня

Использование методов теоретического уровня позволило четко определить проблему исследования, конкретизировать объект и предмет исследования, сформулировать цель и задачи работы.
Анализ научно-методической литературы позволил выявить особенности физической подготовки в футболе, методику построения годичного цикла команд высших разрядов, выявить наиболее эффективные средства и методы развития двигательных качеств, применяемые в тренировочном процессе футболистов высокой квалификации. Рассмотрены теоретические и методологические основы применения метода моделирования в спорте и, в частности, в футболе.
Дано определение детскому церебральному параличу, особенностям моторики инвалидов с ДЦП, которые влияют на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности. Рассмотрены вопросы, касающиеся спортивной подготовки инвалидов разных нозологических групп, в т.ч. и спортсменов с последствиями ДЦП.
В связи с ограниченностью литературных данных относительно методики планирования подготовки футболистов с последствиями ДЦП нами была использована аналогизация, что дало основания к попытке специфического применения традиционных и апробированных в тренировке здоровых футболистов методов подготовки.
Возможность данной аналогии основывается на отсутствии принципиальных отличий в системе подготовки ведущих спортсменов - паралимпийцев и спортсменов в олимпийском спорте.

2.2. Методы эмпирического уровня

В процессе научного исследования использовался метод педагогического наблюдения с целью определения структуры и содержания подготовки спортсменов с последствиями ДЦП, специализирующихся в футболе. В процессе этих наблюдений фиксировались параметры тренировочных воздействий с целью сбора данных о содержании учебно-тренировочного процесса команды в годичном цикле подготовки. С этой же целью проводился хронометраж занятий, а также отдельных упражнений. Последующая обработка результатов наблюдений позволила установить:
* порядок взаимосвязи и соотношения различных сторон тренировки;
* соотношение параметров тренировочной нагрузки;
* последовательность и взаимосвязь различных звеньев тренировочного процесса.
Поисковый педагогический эксперимент проводился для определения влияния тренировочных воздействий различной направленности на организм футболистов-инвалидов с последствиями ДЦП.
Поисковый педагогический эксперимент включал: использование контрольных упражнений для определения уровня функционального состояния и физической подготовленности футболистов с последствиями ДЦП, биохимический и физиологический контроль переносимости ими тренировочных нагрузок.
Анализ полученных данных позволил разработать модель годичного цикла подготовки футболистов с последствиями ДЦП, предполагающую достижение высоких спортивных результатов путем интенсификации и рационализации тренировочного процесса.
Основной педагогический эксперимент проводился с целью определить эффективность разработанной модели годичного цикла подготовки спортсменов с последствиями ДЦП.
С целью контроля уровня физической подготовленности игроков проводились педагогические тестирования с измерением:
* специальной выносливости;
* скоростных качеств;
* скоростно-силовых качеств;
* общей выносливости.
Для диагностики уровня специальной физической подготовленности игроков был применен минимизированный комплекс информативных и надежных педагогических тестов, включающих оценку стартовой скорости по времени пробегания десятиметрового отрезка с места; дистанционной скорости - по времени пробегания 50 м с места; скоростно-силовых качеств - по высоте вертикального выпрыгивания с места с применением контактной платформы и электронного секундомера; специальной (скоростной) выносливости - по интегральному времени выполнения челночного бега 7х50 м с поочередным оббеганием двух стоек, расположенных на расстоянии 50 м друг от друга.
Информативность и надежность этих тестов доказана ранее проведенными исследованиями [13, 76, 133, 134, 161, 167, 172, 173, 175].
Для оценки уровня развития общей выносливости нами был применен 20-минутный бег с регистрацией пройденного каждым спортсменом расстояния.
Для оценки уровня физического развития и физической работоспособности спортсменов-инвалидов с последствиями ДЦП, занимающихся футболом, использовались данные их личных карточек диспансерного учета.
Физиологические методы
* Регистрация показателей работы сердечно-сосудистой системы.
В ходе диспансерного обследования спортсменов с помощью велоэргометрического теста нами была определена величина МПК. После небольшой разминки (3-4 мин) и отдыха спортсмены выполняли однократную физическую нагрузку в течение 5 мин со скоростью педалирования 60 об · мин-1, при этом мощность нагрузки подбиралась с таким расчетом, чтобы повышение частоты сердечных сокращений (ЧСС) соответствовало диапазону - не ниже 120 и не выше 170 уд · мин-1. После окончания велоэргометрического тестирования значения МПК определяли с помощью специальной номограммы [107, 198].
Для определения процессов восстановления после беговой нагрузки нами измерялись частота сердечных сокращений и артериальное давление (АД).
Измерение артериального давления позволяет выявить сдвиги, которые хорошо отражают приспособляемость организма к физическим нагрузкам. При оценке сдвигов АД мы учитывали изменения систолического (степень увеличения), диастолического (направленность) и пульсового давления. По изменениям диастолического АД судили о величине нагрузки и реакции на нее сер