Ви є тут

Соціокультурні виміри концепції господарства С.М. Булгакова

Автор: 
Остропольська Зоя Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U004881
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКОЙ
МЫСЛИ XVIII-XX ВВ.
Долгое время изучение хозяйства проводилось, как правило, в кон-тексте
экономической науки. И это вполне естественно, так как проблема-тика
хозяйственной деятельности человека касается прежде всего удовлетво-рения его
непосредственных потребностей, в первую очередь материальных. Переход от
материального к рыночному хозяйству способствует внедрению рационального
расчета в хозяйственную деятельность, актуализирует вопро-сы полезности,
рентабельности хозяйства. Решение этих и многих других хозяйственных вопросов
предполагает наличие специальных «хозяйствен-ных» наук – экономической истории
и экономической теории, политэконо-мии, макро- и микроэкономики и т.д. Однако,
как уже отмечалось в предыдущем разделе, существуют и общефилософские,
социокультурные аспекты хозяйственной деятельности, которые осмысливались
философами, культурологами, социологами на различных этапах развития зарубежной
и отечественной общественной мысли.
В данном разделе рассматриваются философско-нравственные, куль-турологические
идеи лишь некоторых представителей общественной мысли, которые в той или иной
степени касались этих аспектов хозяйства.
2.1. Социокультурные аспекты хозяйственной деятельности чело-века в
западноевропейской философской мысли XVIII-XX вв.
2.1.1. Ж.Ж. Р у с с о о ф и л о с о ф с к о - н р а в с т в е н н ы х
в о п р о с а х к у л ь т у р н о - х о з я й с т в е н н о й д е я т е л ь н о
с т и ч е л о в е к а. Философско-нравственные вопросы хозяйственной
деятель-ности человека в той или иной постановке осмысливаются этим мыслителем
во всех его научных трактатах, художественных произведениях, публицисти-ческих
работах. Особое значение в этом отношении имеет статья «О политической
экономии», напечатанная в V томе «Энциклопедии», вышед-шем в 1755 г. Отдельным
изданием она была опубликована под названием «Гражданин, или Политическая
экономия».
В этой статье Ж.Ж. Руссо ставит вопрос о понятии «хозяйство», исходя из
интерпретации слова «экономия», или в древнегреческом варианте «ойкономия»,
которое включает два понятия: «дом» и «закон». Аристотель, а он был для
Ж. Ж. Руссо одним из главных философских авторитетов античности, под экономией
понимал не просто «дом», а «хозяйство» в широком смысле слова, т.е. не только
домашнее хозяйство. Ж.Ж. Руссо употребляет понятие «политическая», «публичная»,
«гражданская» по от-ношению к понятию «экономия» как тождественные. Экономия же
домашняя в значениях «управление домом», «домашнее хозяйство» рассматриваются
им в романе «Юлия, или новая Элоиза».
Что касается именуемой им «гражданской» (публичной, общественной) экономии, то
в статье «О политической экономии» Ж. Ж. Руссо акцентирует внимание на
политических и нравственных аспектах государственно-хозяйственной жизни
общества. Так, он выделяет две формы существования общественной экономии –
народную и тираническую. Народная или демократическая экономия предполагает
существование правового госу-дарства, в котором законы действуют в отношении
всех граждан как для людей среднего достатка, так и в отношении власть имущих,
а также бед-няков и нищих (для этих социальных групп законы в условиях тирании
бессильны). Правительство, по мнению Ж.Ж. Руссо, должно предупредить чрезмерное
неравенство состояний, воспитывать из рабов граждан, а богатых – учить достойно
жить. Он выдвигает некоторые аргументы в пользу государ-ственного регулирования
хозяйства, оптимального управления имуществом государства и граждан,
обеспечения безопасности собственности частных лиц.
В решении вопросов собственности Ж. Ж. Руссо занимает противо-речивую позицию:
с одной стороны, в научных трактатах («Рассуждение о науках и искусствах»,
«Рассуждение о происхождении и основаниях нера-венства между людьми», «Об
общественном договоре, или Принципы политического права», «Проект конституции
для Корсики») он осуждает частную собственность как воплощение социального
неравенства изначально равных (в естественном состоянии) людей, как причину
социального зла и отчуждения человека; с другой стороны, он вынужден признать
статус-кво существования частной собственности и, следовательно, призывать
обеспе-чить ее сохранность в правовом, демократическом государстве (статья «О
политической экономии»). Это противоречие преодолевается, если принять
хозяйственный идеал Ж. Ж. Руссо: частная собственность должна быть
индивидуальной, трудовой собственностью. Труд, по его мнению, обязателен для
всех граждан, каждый гражданин имеет право на собственность, созданную своим
трудом. В «Проекте конституции для Корсики» Ж. Ж. Рус-со выступает против
уравнительности в отношении собственности, полагая, что уравниловка неизбежно
порождает такие социальные пороки как ле-ность, нищета, уныние. Вместе с тем он
признает, что нетрудовая частная собственность, являясь источником социальных
антагонизмов, есть зло, однако она уже существует как исторический факт.
Поэтому государство должно регулировать имущественные отношения, объем
собственности, защищать трудовую собственность граждан от посягательств крупных
собственников. Наведение порядка в государственном хозяйстве («обществен-ной
экономии») в большей части зависит от эффективности деятельности правительства.
Даже пастух, замечает Ж. Ж. Руссо, управляется со своими собаками и стадами, а
ведь он лишь последний из людей. «Вот почему одно из самых важных дел
правительства: предупреждать чрезмерное неравенство состояний, не отнимая при
этом богатств у их владельцев, но лишая всех остальных возможности накапливать