Ви є тут

Поезія М.С.Гумільова і література Срібного століття: творчі зв'язки

Автор: 
Вєрнік Ольга Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U000662
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2. Поэзия Н.С. Гумилёва и литература Серебряного века:
символизм, акмеизм, футуризм
2.1. Поэзия Н.С. Гумилёва и символизм 54
2.2. Поэзия Н.С. Гумилёва и акмеизм 103
2.3. Поэзия Н.С. Гумилёва и футуризм 141
Выводы к разделу 2 160
Выводы 164
Список использованных источников 179
ВВЕДЕНИЕ
Современное литературоведение переосмысливает опыт предшествующего поколения
исследователей и приходит к пониманию необходимости более глубокого и
детального изучения литературы Серебряного века. Причин тому несколько. Это и
противоречивые социальные катаклизмы рубежа столетий, заставляющие более
внимательно отнестись к прошлому, и необходимость осознать истоки такого
грандиозного явления, как Серебряный век, и настоятельная потребность постичь
истинную значимость художественных открытий литературы модернизма. В центре
внимания исследователей всякий раз оказывается творчество Н.С. Гумилёва,
которое по праву можно назвать одной из вершин поэзии Серебряного века.
Усваивая традиции и преодолевая их, поэт шёл к художественным открытиям
огромного масштаба. Он пользовался заслуженным авторитетом среди литераторов
начала ХХ века.
Литературное творчество Гумилёва получило высокую оценку Ю. Айхенвальда [3], И.
Анненского [10, 11], В. Брюсова [35–36, 38–41], В. Жирмунского [92], Вяч.
Иванова [103], С. Маковского [149], О. Мандельштама [154], Н. Оцупа [174], И.
Северянина [185–186], Б. Эйхенбаума [225–226] и др. Современники видели в нём
талантливого поэта, драматурга, прозаика, критика, одного из создателей
акмеизма, соединившего в творчестве жизненные идеалы и высокие требования к
словесному мастерству. В советское время произведения Гумилёва не издавались, в
литературоведческих исследованиях на имени поэта было наложено табу, в
немногочисленных работах о нём писали исключительно в негативном контексте.
Советская идеологическая критика (А. Волков, В. Ермилов, В. Саянов и др.)
приписывала Гумилёву враждебность политических взглядов, художественные
достижения его произведений сводила к шовинизму и пан-империализму. Сегодня
интерес к личности Гумилёва и его творческой деятельности обусловлен
изменившимися социальными и культурными обстоятельствами – демократизацией
общества, возрождением духовности, переоценкой идеалов, возвращением
запрещённых или незаслуженно забытых имён Серебряного века и Русского
зарубежья.
В современном литературоведении (В. Акимов [4], Л. Аллен [8], Л. Аннинский
[13], М. Баскер [23], В. Бронгулеев [34], Н. Богомолов [30–32], И. Гарин [61],
Ю. Зобнин [100–101], А. Карпов [108], О. Клинг [111–112], С. Колосова [115], О.
Лекманов [132–138], А. Павловский [175–176], В. Полушин [177–178], В.
Рутминский [184], С. Слободнюк [188], Р. Тименчик [2, 194–197], А. Шелковников
[222], В. Шубинский [224], Е. Эткинд [227–228] и др.) растёт число исследований
о различных проблемах творчества Гумилёва. Вместе с тем становится очевидной
разобщённость и разрозненность предлагаемых интерпретаций. Не все стороны
творчества поэта освоены достаточно глубоко. Рассмотрение творческих связей
поэзии Гумилёва и литературы Серебряного века до сих пор не было предметом
подробного научного изучения. Актуальность исследования обусловливается
необхдоимостью целостного подхода к названной проблеме, поскольку речь идёт не
только о сопоставительном анализе произведений, но и о воссоздании научной
картины литературного процесса, об осознании значимости художественных открытий
Серебряного века.
Ни одна национальная культура не может существовать вне традиций. Однако в
России преемственность приобретала особый, высший смысл, последователь как бы
продолжал дело, начатое предшественником. Нельзя, конечно, сказать, что
представители различных поколений создавали некое общее коллективное сочинение,
но они работали над решением близких социальных и эстетических вопросов.
Применительно к нашей теме, Гумилёв, с одной стороны, актуализировал заложенный
в творчестве символистов потенциал, развил недовершённые ими новации, с другой
стороны, оказал воздействие не только на творчество акмеистов и футуристов, но
и на последующее поколение поэтов ХХ века. Многоаспектный подход к изучению
творческих связей поэзии Гумилёва и литературы Серебряного века, предложенный в
диссертации, позволит не только охарактеризовать творческую эволюцию Гумилёва,
но и уточнить некоторые закономерности развития русской литературы Серебряного
века.
Тема работы связана с научными программами кафедры всемирной литературы
Луганского национального педагогического университета имени Тараса Шевченко,
которые предполагают изучение литературы конца XIX – начала ХХ веков. Тема
«Поэзия Н. С. Гумилёва и литература Серебряного века: творческие связи»
утверждена решением учёного совета Луганского национального педагогического
университета имени Тараса Шевченко (протокол № 7 от 27 февраля 2004 года).
Цель работы – исследование творческих связей поэзии Гумилёва с литературой
Серебряного века.
В соответствии с определенной целью формулируются основные задачи исследования:
1) осветить изучение творческих связей поэзии Гумилёва
в прижизненной критике и современном литературоведении;
2) определить основные направления исследования творческих
связей поэта;
3) охарактеризовать наиболее значимые творческие связи
поэзии Гумилёва с символизмом, акмеизмом, футуризмом;
5) уточнить и углубить представление о роли поэзии
Гумилёва в историко-литературном процессе Серебряного века.
Объектом исследования является поэзия Н. Гумилёва в контексте литературного
процесса Серебряного века. Изучение творческих связей вызвало