Ви є тут

Науково-дослідна робота як ресурс розвитку творчого потенціалу особистості студента

Автор: 
Овакімян Ольга Сергіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U001075
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА ІІІ РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
3.1. Мотивация учебной и научной деятельности как предпосылка развития и
реализации творческого потенциала личности студента
Проведенный анализ научно-исследовательской деятельности показал, что мотив
занимает ведущее место в концепциях социального действия и выделен нами как
один из факторов, который необходимо учитывать в процессе развития творческого
потенциала студентов. Анализ мотивов научно-исследовательской деятельности
студентов позволяет выявить те из них, которые позволяют исследовательской
деятельности становиться деятельностью, способствующей самореализации и
саморазвитию личности студента.
Отправной точкой для анализа мотивов является психологический подход, который
исторически первый детально сакцентировал внимание ученых на этом феномене.
Многообразие психологических трактовок мотива можно объединить в несколько
направлений: мотив как «соображение, заставившее субъекта совершить акт» (Д.Н.
Узнадзе); мотив как предмет потребности (А.Н. Леонтьев); мотив как побуждение к
овладению конкретным предметом потребности (A.К. Дусавицкий, Л.И. Божович);
мотив как значение, которое приобретает предмет при соотнесении с потребностью,
поскольку именно оно побуждает субъекта к овладению этим предметом (С.А.
Михайлов); мотив как активное соотношение между субъектом и внешней средой
(В.С. Мерлин).
Таким образом, понятие «мотив» включает в себя представления о побуждениях,
имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя
определённым образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления и
т. д.
Следовательно, в приведенных выше психологических трактовках понятия «мотив»
внимание концентрируется и на отношении к виду деятельности, и на осмыслении
целей, и предвосхищении результатов, и оценке деятельности, и на осознании ее
необходимости, потребности в ней. Мотив в этом плане выступает как
характеристика личностного смысла, который имеет для человека определенный вид
деятельности, объясняет, почему человек совершает те или иные действия,
реализует свои силы, свою активность. С этой точки зрения под мотивами мы
должны понимать только такие побуждения, от которых зависит целенаправленный
характер действий, в том числе при выполнении студентами работ
исследовательского характера.
Рассмотрение мотива в социологии связано с анализом социального действия.
Для характеристики мотивов социального действия важным является не только
осознание своих действий, но и осознание требований общества.
Когда мы говорим о социальном действии, то речь идет об индивиде, который,
ориентируясь на ситуацию, предполагает прямое или опосредованное взаимодействие
с другими людьми: принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и
цели; вырабатывает план своих действий, учитывая интересы других; строя
прогноз, старается предугадать, будут ли способствовать или препятствовать его
действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать;
кто и как себя, скорее всего, поведет, с учетом этого, какой вариант действий
следует избрать.
Ориентация на других возникает как важнейшее условие удовлетворения
потребностей индивида, реализации его жизненных целей. Крайняя
затруднительность удовлетворения своих потребностей без взаимодействия с
другими фактически принуждает индивида к учету интересов других, возможной их
реакции на его действия. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств
(ролей) – своеобразная плата, которую индивид должен платить за спокойствие,
надежные цивилизованные условия удовлетворения своих потребностей.
Мотивация социального действия субъекта содержит в себе два начала:
1) индивидуальную цель, воспроизводящую потребность человека;
2) ориентацию на другого, «ожидание», учитывающее возможную ответную реакцию
окружающих [202, с. 92].
Другими словами, мотив социального действия представляет собой индивидуальную
цель, осмысленную сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий.
Следовательно, конкретное содержание, направленность мотива будет определяться
тем, как эти два начала будут соотноситься, взаимодействовать.
Отвечая на вопрос о взаимодействии индивидуальной цели и ориентации на других в
мотивации, в самом общем виде можно выделить индивидуалистическую и
гуманистическую (альтруистическую) мотивацию.
Так, Т. Парсонс выделил основные альтернативы, так называемые типовые
переменные действия – систему основных ориентаций, «срабатывающих» в процессе
выбора варианта действия (в реальной жизни их значительно больше). Это пары,
характеризующие возможности альтернативного выбора, в частности, между [162, с.
348]:
1) действием исключительно в собственных интересах, или необходимостью учета в
своем поведении потребностей коллектива («ориентация на себя – ориентация на
коллектив»);
2) стремлением к удовлетворению непосредственных, сиюминутных потребностей или
отказом от последних ради перспективных и важных целей;
подчинением индивидом своего поведения какому-то общему правилу или с учетом
специфических моментов данной ситуации и т.д.
Вероятность реализации той или иной альтернативы выбора мотивации социального
действия зависит, конечно, от множества причин. В частности, нередко
сказываются индивидуальные особенности, культурно-интеллектуальные возможности
конкретных индивидов. Но если мы попытаемся понять причины массовости
распространения того или иного типа мотивации, мы обнаружим, что очень многое
здесь будет зависеть от общества, социокультурной среды, от того, насколько они