Ви є тут

Інформаційна технологія моніторингу організації учбового процесу вищого навчального закладу

Автор: 
Сєркова Любов Едуардівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U001586
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ
2.1. Анализ содержания и структуры задач управления высшим учебным заведением
Анализ структуры задач управления входит в число основных ме­роприятий
исследования функционирования ВУЗа при разработке его ав­томатизированной
системы управления. На основе этого анализа определяется целесообразный уровень
автоматизации управления ВУЗом, структура подсистем АСУ ВУЗ.
Определение структуры задач управления ВУЗом в настоящее вре­мя является
проблемой, неоднозначно решаемой различными исследователями. В большинстве
литературных источников, посвященных этому вопросу, на­пример, в [91,92,113]
приводятся не полностью совпадающие перечни задач управления ВУЗом,
соотносящиеся с тем или иным функциональ­ным комплексом. При этом механизм
выделения перечисляемых задач, подсистем, функциональных комплексов, как
правило, не раскрывается.
Такое положение приводит к неоднородности функциональных структур,
разрабатываемых АСУ ВУЗ одного профиля. Поэтому в целях анализа функциональных
задач ВУЗов, необходимо построить их полную функциональную структуру,
объединяющую функцио­нальные структуры отдельных ВУЗов в виде своих
подмножеств. Решение этой задачи целесообразно проводить в такой
последовательности: определение структуры управления ВУЗом в виде "дерева
целей" – построение функциональной структуры ВУЗа – анализ характеристик
функциональных задач. Такой подход к выделению задач управления ВУЗом
безотносительно к его организационной структуре позволит рассмотреть структуру
задач на основе анализа объективных целей функционирования ВУЗа, определить на
этой основе общие для ВУЗов одного профиля задачи, их единое содержание,
толкование и место в функциональной структуре.
Так как при определении организационной структуры ВУЗа необходимо оптимально
покрыть дерево целей ВУЗа [111,118], то есть структуру задач управления ВУЗом в
условиях АСУ нужно при­вязывать не к существующей структуре подразделений, а к
структуре целей его функционирования.
Систему целей организации принято изображать в виде иерархи­ческой структуры -
дерева целей [35,37]. Глобальная цель в этой структуре выражается через
совокупность более простых подцелей ме­тодом декомпозиции. При этом должны
соблюдаться следующие основные принципы, следование которым обеспечит
построение конечной, иерархичной, минимально избыточной, исчерпывающей и в то
же вре­мя максимально простой структуры целей [20,32,79,82]:
* принцип полноты (достижение совокупности возникающих при декомпозиции
подцелей должно быть условием для реализации декомпозируемой цели);
* принцип суперпозиции подцелей. Необходимо стремиться, что бы при декомпозиции
подцели одного уровня были относительно независимы. Декомпозируемая цель должна
быть аддитивной суммой подцелей;
* принцип конечности декомпозиции. Декомпозиция прекращает­ся при достижении
элементарного уровня. Уровень является элемен­тарным, если формулировка целей
на этом уровне позволяет специа­листам достаточной компетенции приступить к
действиям по достиже­нию поставленных целей без дальнейших пояснений.
Цель управляющей системы включает следующее:
* обеспечение качества подготовки специалистов с высшим образованием;
* организация эффективной подготовки научно-педагогических
кадров;
* достижение высокой эффективности научно-исследовательской работы;
Управляемая система преследует эти же цели и, кроме того, инициирует следующие:
* эффективное использование трудовых ресурсов;
* эффективное использование материальных ресурсов;
* эффективное использование финансовых ресурсов;
* организация информационного обслуживания всех звеньев управления ВУЗом.
Внешняя среда (предприятия, организации, каким-либо образом связанные с ВУЗом
кроме отношений подчинения) формируют те же цели, что и управляющая система и,
кроме того, определяют необходи­мость эффективной организации повышения
квалификации специалистов с высшим образованием, занятых в соответствующих
отраслях народ­ного хозяйства, и распространение научных, политических и других
знаний среди работников предприятий и организаций. Выбранные основания
декомпозиции позволили автору построить полное дерево целей ВУЗа (приложение
A). В основе его построения лежит стремление учесть все возможные цели,
встречающиеся в практике функционирования ВУЗов. Дерево целей любого
конкретного ВУЗа является подграфом данного дерева.
Цели 4-го и 5-го уровней трансформируются в функции управле­ния. В общем виде
функция системы есть ее свойство в динамике, приводящее к достижению цели
[93,94]. Элементарные функции системы на­зывают функциональными задачами. В
[25,29,33,39] содержание функциональной задачи связывают с получением
определенного результатно­го (выходного) документа. Представляется возможным
уточнить это определение за счет отражения в нем значимости решения
функциональ­ной задачи для управления. Функциональная задача для управления
является простейшим элементом функциональной структуры ВУЗа и на­правлена на
реализацию определенной элементарной цели, регламенти­рованной во времени и
выполняемой конкретным исполнителем.
2.2. Основные концепции построения функциональной структуры ВУЗа
Проведем анализ особенностей выделенных функциональных задач, рассмотрим
сложившийся уровень автоматизации задач управ­ления и определим возможный
уровень автоматизации уп­равления ВУЗом.
Управление ВУЗом, несмотря на достигнутые успехи в развитии АСУ ВУЗ, все еще
остается в основном творческим процессом. Это положение связано с особенностями
функционирования ВУЗа, его ос­новного процесса - процесса обучени