Ви є тут

Соціальні наслідки реформування систем освіти КНР та України.

Автор: 
Ні Вей Юнь
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U002211
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
В КНР И УКРАИНЕ
2.1. Предпосылки необходимости образовательной реформы в КНР
и ее специфика в условиях рыночной экономики.
Все сменяющие друг друга в течение ХХ столетия этапы реформирования системы
образования в Китае по мнению китайских ученых и западных синологов есть лишь
различные ступени его модернизации, включающие по мере движения истории вперед
все новые модернизации.
До образования Китайской Народной Республики Китай был полуколониальной и
полуфеодальной страной. Тогда более 80% населения Китая было неграмотно, в
сельской местности этот процент достигал 95 %. Неграмотные и полуграмотные
составляли подавляющую массу населения.
В первые десятилетия после образования КНР были предприняты значительные усилия
по ликвидации неграмотности и организации общегосударственной системы школьного
и высшего образования.
Создание КНР привело к коренным преобразованиям государственного и
общественного устройства. Правительство КНР поставило новые политические и
экономические задачи, и достигло некоторых успехов в сфере культуры и народного
образования. Одной из главных задач, выдвинутых революцией, явилось коренное
преобразование системы образования и развитие высшего образования на новой
основе, в соответствии с программой строительства социализма. Поэтому в начале
создания КНР, целью развития системы образования являются преобразование
полуколониального и полуфеодального начального, среднего и высшего образования
в образование, соответствующее мировым стандартам того периода.
Впервые в истории Китая в 1950-е годы коммунисты приступили к организации
единой централизованной унифицированной системы образования, полностью
финансируемой и контролируемой государством (реформа 1951 г.). Этому
способствовала прежде всего национализация частных и прочих общественных
учебных заведений в 1952 г. и отделение школы от религии, а также введение
жесткого идеологического контроля государства над сферой образования и
соответственно, унификация программ и учебников и государственное распределение
выпускников вузов. В течение 1949-1965 гг. быстро развивалась сеть средних и
высших учебных заведений. До победы народной революции вузов дневной формы
обучения было 205, а в 1960 г. в КНР их насчитывалось 841, где обучалось 810
тыс. студентов [ 185, 92 ].
В тот период развитие китайского высшего образования находилось под влиянием
советской системы образования. После образования КНР отношения между Китаем и
Советским Союзом на протяжении длительного времени были самыми дружественными.
Советский Союз всесторонне помогал Китаю, особенно, в сферах образования и
техники. Весьма важную роль сыграли советские специалисты в реорганизации
системы высшего образования и организации научных учреждений. Тысячи китайских
студентов, аспирантов, специалистов были приняты в СССР для обучения. Эта
помощь сыграла большую роль в строительстве нового государства и в
восстановлении народного хозяйства. Поэтому системы образования СССР и КНР
имеют больше сходства, чем отличий, особенно в структуре и содержании обучения.
В результате уже в первое десятилетие КНР высшая школа снова приобрела черты
интеллектуальной авторитарности и идентифицировала себя с государственным
аппаратом [163, 31-38 ].
В то время китайские высшие учебные заведения делали упор на развитие
инженерно-технического образования и идейно-политического воспитания. Исходя из
традиции обособленности образования и народного хозяйства, в структуре учебного
процесса не уделялось внимание производственной практике и самостоятельности
студентов, а только развивалось базовое высшее образование. В системе
китайского высшего образования не были установлены ученые степени и ученые
звания. В первые годы после образования КНР, государством уделялось особое
внимание системе органов внутривузовского управления, поскольку, хотя речь шла
о новых высших учебных заведениях, но преподавательский состав набирался из
старых специалистов.
В то время в КНР фактически заново была создана система высшего образования,
построенная на принципах социализма, которая отвечала коренным интересам
государства. Правительство обратило должное внимание на государственное
руководство образованием молодежи. В высшую школу принимались все граждане,
независимо от имущественного положения, социального происхождения, пола,
национальности и вероисповедания, выдержавшие конкурсные вступительные единые
по всей стране экзамены. Учебные заведения КНР являлись государственными и
содержались за счет государственного бюджета.
Согласно концепции модернизации, принятой в КНР 1950-х гг. и во многом
копировавшей советский опыт, «сверху» насаждалась единая государственная
централизованная система образования. В то же время для нее были типичны черты,
свойственные и теоретическим построениям китайских педагогов-реформаторов
предшествующих периодов ХХ века, а именно: массовизация и демократизация
образования, экстенсивная модель развития (ориентация на всеобщую грамотность
как условие участия кадров в массовом поточном производстве и воспитание
навыков, ориентированных на это производство); распространение школы на города
в ходе урбанизации, усиление доли технических и естественнонаучных знаний в
учебных программах. Модернизация в политике народного правительства как бы
сочетала две тенденции – демократизацию образования в виде его общедоступности
и консервацию атрибутов традиционного общества: патерналистская роль
государства в управлении школой, авторитарная педагогика, приоритет
нравственного воспитания в учебном проце