Ви є тут

Соціокультурний статус астрології

Автор: 
Владленова Іліана Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004171
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. Социокультурная природа астрологии…………………..83
2.1. Астрология как сфера духовной культуры…………………………..83
2.1.1. Связь астрологии с религиозными учениями……………………83
2.2. Социальное значение астрологии
(на примере индийской культуры)………………………………………..93
2.3. Воплощение идеи связи макро- и микрокосма…………………….102
2.4. Явные и латентные функции астрологии………………………….107
2.5. Профессиональное воплощение астрологии……………………….113
2.5.1. «Тэхне» как принцип отображения
астрологического искусства…………………………….…………….129
2.6. Феномен гороскопа в современной культуре………………………143
2.6.1 Астрология как литература. Астрологическая традиция
в литературе……………………………………………………………..149
2.7. Причины адаптации астрологии в современном обществе……….156
2.7.1. Антропологическая парадигма в астрологии………………….158
2.8. Астрология как социальный институт……………………………...162
2.8.1. Астрология и планирование, прогнозирование,
социальное проектирование …………………………………………165
2.8.2. Квантофренические идеи в астрологии…………………………170
ВЫВОДЫ ПО 2 РАЗДЕЛУ…………………………………………..178
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..182
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………186
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования связана с возрастающим общественным
интересом к астрологии, нетрадиционным практикам, оккультным наукам. Условия
неустойчивости и неопределенности создают у людей ощущение дискомфорта,
неуверенности. После крушения старой идеологии родилось чувство возможности
выбора духовных практик. Освободившаяся идеологическая ниша заполняется
различными религиозными и нерелигиозными практиками, новой идеологией, новыми
социальными мифами. Сегодня весьма популярны астрологические гороскопы и
прогнозы, активно предлагаемые СМИ. Открывается все больше консалтинговых
служб, занимающихся астрологическими предсказаниями. Тема астрологии долгое
время была не публичной, а научное и философское обоснование данного учения
считалось несерьезным. Астрологию провозглашали лженаукой. На сегодняшний день
нет целостных философских исследований, посвященных астрологии как культурному
феномену, влияющему на поведение людей. Исследования астрологии самими
астрологами неполноценны, так как астрология может быть глубоко
проанализирована при условии «выхода за рамки» данного феномена, а также в
свете его многостороннего изучения. С другой стороны, не всегда обоснована
критика астрологии со стороны ученых, и, прежде всего, физиков и астрономов.
Полное изучение астрологии может помочь понять и изучить те аспекты
человеческой культуры, которые до этого момента были мало изучены.
Социокультурный cтатус астрологии не определен. Важно отметить, что современная
астрология действует по-новому, черпая материал из глубины истории массовой
психики. Астрологию необходимо рассматривать как многомерный феномен
человеческих отношений и действий. Всестороннее изучение этого культурного
феномена может сыграть позитивную роль в свете понимания некоторых философских,
социальных проблем современного человека. Исследование проблемы
функционирования и существования астрологии, ее влияния на человека имеет
теоретическое и практическое значение, так как позволяет понять астрологию в
единстве социальных, психологических факторов.
Степень научной разработанности проблемы. Астрология представляет собой
многовековую традицию. Свои размышления об астрологии высказывали Цицерон,
Секст Эмпирик, Плотин, И. Кант, Ф. Бэкон, Э.Б. Кондильяк. Историко-культурный
подход к изучению социального, культурного статуса астрологии можно найти в
работах Дж. Кемпбелла, Ф.К. Кессиди, Е.М. Мелетинского, П.С. Гуревича.
Философское осмысление астрология получила в работах современных философов
Л. Кассиди, Р. Лемэя, Б.И. Пружинина, Дж. Эдди, К.Г. Юнга, Э. Кассирера,
П. Фейерабенда. Некоторые авторы при анализе астрологии уделяют внимание
некоторым аспектам в рамках истории и теории культуры, это, прежде всего,
Э. Авени, М. Бойс, Я. Буркхардт, Э. Гарен, А.Я. Гуревич, В.Н. Топоров,
Ф.А. Цицин, Л.И. Владимиров, Ю.К. Щуцкий. Большинство исследований посвящены
истории астрологии, прежде всего, это работы Р. Бертело, О. Буше-Леклерка,
Дж. Паркера и др. Изучение астрологии как феномена культуры, и, прежде всего,
ее связь с религиозными воззрениями, содержатся в работах Д. Радьяра,
Л. Шестова, Б. Ван-дер-Вандера. Среди исследователей, которые занимались
изучением истории астрологии, ее социокультурной обусловленностью, необходимо
назвать А.А. Баибосунова, И.Н. Веселовского, В.Н. Горана, В.В. Кравченко,
Ю.Я. Бондаренко, Г.Е. Куртика. Некоторыми проблемами взаимоотношений астрологии
и науки, определением статуса астрологии по отношению к науке, а также
исследованием астрологических теорий на предмет ее научности занимались
Г.А. Сурдин, М.Б. Левин, К. Поппер, Т. Кун, Б.И. Пружинин, А. Леглер.
Практически нет работ, в которых астрология исследовалась как фактор духовной
организации жизни, как практика постижения человеком культурного пространства и
духовного освоения мира.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертация выполнена в
рамках научной комплексной темы кафедры теории культуры и философии науки
философского факультета Харьковского национального университета им.
В.Н. Каразина «Концепция целостности: проблема духовности в науке и культуре»
(д/р UA № 01008737).
Цели и задачи исследования. Отсутствие соответствующего философского осмысления
астрологии как феномена культуры естественным образом приводит к следующей цели
исследования: изучить социокультурный статус и характер функционирования
астрологии, в связи с чем автор выделил следующие задач