Ви є тут

Оптимізація професійно-прикладної фізичної підготовки студентів гуманітарних середніх навчальних закладів.

Автор: 
Коломійцева Ольга Едуардівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U004514
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
анализ научно-методической литературы;
анкетирование;
педагогические наблюдения;
тестирование;
педагогический эксперимент;
определение показателей отдельных психофизиологических качеств;
исследование уровня внимания;
метод электромиографии;
методы математической статистики.
2.1.1. Анализ научно - методической литературы. В соответствии с направлением
исследований нами были проанализированы отечественные и зарубежные научно –
методические источники, изучалась литература по вопросам, связанным с анализом
целей и задач профессионально – прикладной физической подготовки учащихся
системы профессионально – технического образования, студентов, представителей
различных профессий; учебной программы по физическому воспитанию для
педагогических колледжей; физической подготовленности и умственной
работоспособности учащихся системы профессионально – технического образования и
студентов; уровня развития физических и профессионально значимых качеств
учителей. Кроме этого рассматривались вопросы физиологического состояния
нервно-мышечного аппарата человека, а также некоторые аспекты профессиональных
заболеваний работников умственного труда, к которым приравниваются и студенты.
Всего было изучено 244 источника, в том числе 24 зарубежных.
2.1.2. Педагогические методы исследований. 1. Анализ и обобщение практического
опыта работы учителей общеобразовательной школы. Для определения уровня
эффективности педагогической деятельности, находящейся в прямой зависимости от
уровня организации труда и отдыха работника [68] была изучена практическая
деятельность учителей: изучена документация, прохронометрированы рабочие дни,
посещены и проанализированы уроки и часы продленного дня, выявлены недостатки
разного характера в организации профессиональной деятельности учителей
начальных классов общеобразовательных школ. Было также проведено анкетирование,
где учителям предлагалось ответить на ряд вопросов (прилож. А). В анкетировании
приняли участие 60 учителей начальных классов общеобразовательных школ г.
Харькова. В соответствии с возрастной классификацией В.В.Дубилей и др., [49],
они были разделены на: молодой возраст 21 – 30 лет (n=16); средний возраст 31 –
44 года (n=22); зрелый возраст 45 – 59 лет (n=18); пожилой возраст 60 – 74 года
(n=4).
2. Анализ программ по физической культуре для студентов всех специальностей
педагогических училищ и колледжей. Анализ данных программ свидетельствует о
том, что в них практическое содержание средств ППФП отсутствует и этот вопрос
ограничен лишь теоретическим материалом.
3. Педагогические наблюдения. Предварительные педагогические наблюдения
проводились с целью определения доли применяемых в ходе физического воспитания
и повседневной жизни студентов педагогического колледжа средств профессионально
– прикладной физической подготовки.
В ходе наблюдений мы пришли к выводу, что недостаточный объем физической
нагрузки, малая плотность занятия и вместе с тем невысокая физическая
подготовленность студентов, их быстрая умственная утомляемость связаны с
отсутствием в программе упражнений профессионально-прикладного характера,
применяемых в различных формах.
На предварительном этапе исследований нами были выделены некоторые положения по
педагогическому руководству проведения целенаправленных занятий:
Применять упражнения профессионально-прикладного характера в объеме не менее 20
мин на каждом комплексном занятии по физическому воспитанию.
Повышать уровень профессионально – прикладной физической подготовленности не
только на занятиях по физическому воспитанию, но и в других формах: утренняя
гимнастика, физкультурные минутки, физкультурные паузы, самостоятельные занятия
по профессионально-прикладной подготовке.
Использовать при проведении занятий доступные средства, отдавать предпочтения
занятиям на воздухе.
Рационально сочетать различные упражнения в процессе занятий, придерживаясь
определенной последовательности применения упражнений в определенных формах.
Путем проведения пробных занятий было выявлено:
Повышения интереса к выполнению предлагаемых упражнений можно добиться
посредством сочетания различных принципов обучения.
Специально направленные упражнения дают возможность повысить уровень прикладной
физической подготовленности, что благотворно сказывается на учебной
деятельности (повышается трудоспособность, снижается время врабатываемости,
повышается качественная и количественная оценка учебной деятельности студенток,
улучшается самочувствие).
2.1.3. Тестирование физической подготовленности. Для определения уровня
физической подготовленности студентов использовались тесты, предлагаемые в
«Державних тестах та нормативах оцінки фізичної підготовленості населення
України» [44]:
• бег на 100 м, с;
• прыжок в длину с места, см;
• поднимание туловища в сед из положения лежа на спине, количество раз;
• вис на согнутых руках, с;
• челночный бег 4х9 м, с;
• бег 2000 м, мин, с;
• наклон туловища вперед из положения сидя, см.
Кроме этого было проведено тестирование силы мышц кистей студенток с помощью
кистевого динамометра. Испытуемая, стоя прямо, отводила руку с динамометром в
сторону так, чтобы между поднятой рукой и туловищем был угол в 90є, и сгибала
кисть с максимальной силой. Результатом измерений являлась лучшая из двух
попыток.
2.1.4. Педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте приняли
участие 254 студентки педагогического колледжа 1 – 3 курсов отделения «Учитель
начальных классов», в возрасте от 15 до 19 лет, которые поступили в колледж
после получения неполного (А гру