Ви є тут

Організаційно-економічні основи підвищення ефективності використання інтелектуального капіталу промислових підприємств

Автор: 
Лапін Олексій Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U004715
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
анализ формирования и использования
интеллектуальнОГО КАПИТАЛА на предприятиях
машиностроительной Отрасли Одесского
региона
2.1 Состав и структура интеллектуальных ресурсов
Современное экономическое и научно-техническое развитие характеризуется
глоболизацией рынка, обострением конкуренции, увеличением числа работников,
занятых высококвалифицированным трудом, ростом технологичности производства,
всеобщей информатизацией. В отличие от предшествующих периодов, когда
определяющим фактором были финансовый, физический капитал, в настоящее время
приоритетное значение приобретает новый фактор, связанный с интеллектуальной
составляющей процесса производства и оказывающей большое влияние на доходность
и другие показатели деятельности организации.
На уровне промышленного предприятия, на современном этапе, можно говорить об
интеллектуальных ресурсах, включающих человеческий капитал и другие элементы
ИК.
Роль интеллектуальной составляющей обусловлена особенностями постиндустриальной
экономики, которые сводятся к следующему:
— рост наукоемкости производимой продукции и развитие рынка интеллектуальных
товаров и услуг. Рост наукоемких товаров и услуг сопровождается увеличением
затрат, связанных с научными исследованиями и проектно-конструкторскими
разработками, предшествующими их появлению. Промышленно развитые страны
постоянно увеличивают расходы на НИОКР. Так, США в 1998 году израсходовали на
эти цели 230 млрд. долларов — больше, чем все остальные страны «большой
семерки» вместе взятые [98].
Интеллектуальные товары и услуги образуют собственный сектор рынка и занимают
все более значительное место на международных рынках. По экспертным оценкам,
мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг растет в 5 раз быстрее, чем
традиционные рынки [62, с.42]. Происходит рост трансакционных издержек
(изучение рынка, поиск информации и т.д.). Создается парадоксальная ситуация,
когда товар проще и дешевле произвести, чем продать.
Растет конкуренция, которая порождает рост и разнообразие новшеств.
В условиях постоянного обновления знаний, жесткой конкуренции возникает
необходимость постоянного обучения. Появилась концепция непрерывного
образования. Считается, что специалист за весь период профессиональной
деятельности должен повышать свою квалификацию 5 — 8 раз.
Растет цена стратегических ошибок в управлении производством — отсюда
возрастание роли менеджмента в области интеллектуальных ресурсов. Все эти
тенденции выводят проблему управления интеллектуальными ресурсами на первый
план.
Интеллектуальная составляющая представляет собой интеллектуальные ресурсы
предприятия, включающие два основных компонента — человеческие ресурсы и
результаты интеллектуальной деятельности.
Человеческий капитал — это интеллектуальная сила, которая создает идеи,
разработки, ведущие к инновациям. Те из них, которые можно идентифицировать,
становятся результатами интеллектуальной деятельности, права на которые
являются интеллектуальной собственностью (имуществом) предприятия (компании).
Результаты которые имеют существенный коммерческий потенциал, получают правовую
охрану и становятся объектами интеллектуальной собственности.
Наиболее характерные для производственной сферы виды интеллектуальной
собственности представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Структура интеллектуальной собственности [77, с. 25]
По промышленным предприятиям Одесской области соотношение между видами
интеллектуальной собственности характеризуется данными, приведенными в таблице
2.1.
Таблица 2.1
Структура интеллектуальной собственности, % [92, с. 85]
Вид собственности
Годы
2000
2001
2002
2003
2004
Всего
в том числе:
100
100
100
100
100
Изобретения
81,8
83,2
67,7
35,7
38,2
Полезные модели
2,6
1,9
6,6
59,5
20
Промышленные образцы
15,6
14,9
25,7
4,8
41,8
Из приведенных данных следует, что происходит резкое снижение удельного веса
интеллектуальной собственности, обладающей существенной новизной.
Некоторые Одесские промышленные предприятия благодаря разработке и внедрению
инноваций в сложных условиях сохраняют позиции на отечественном и международном
рынках. Так ОАО «ОКЗ «Одескабель» является официальным партнером компании ООО
«Нетлайн», сотрудничает с компаниями ООО «НордКабель» и ООО «Промышленные
системы». Инновационная продукция преобладает в выпуске. Так, на 31 декабря
2005 г. общая выручка от реализации составила 209016,6 тыс. грн., а объем
реализации инновационной продукции 167213,3 тыс. грн. или 80 % (рассчитано на
основании отчета о финансовых результатах предприятия (форма № 2) и результатам
обследования инновационной деятельности (форма № 1 — инновации)).ОАО «Одесский
завод поршневых колец» совместно с институтом Черной металлургии НАН и
Днепропетровским дочерним предприятием «ОЗПК-Днепр» разрабатывают и внедряют
новые технологические процессы, постоянно работают над выпуском продукции
мирового класса. Удельный вес объема реализации инновационной продукции в общем
объеме составил в 2004 г. 20 %. Расчеты получены на основании отчета о
финансовых результатах предприятия и формы № 1 — инновации. Однако, в целом
отечественные предприятия вопросам управления формированием и использованием
интеллектуального капитала уделяют недостаточно внимания.
2.2 Анализ состояния использования интеллектуальных ресурсов
Рассматривая интеллектуальный капитал исходя из определения автора в виде
человеческого капитала и результатов интеллектуального продукта проанализируем
состояние его накопления и использования в промышленном производстве Украины и
на промышленных пр