Ви є тут

Управління власним ризиком підприємства

Автор: 
Бабкін Денис Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U005217
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ РИСКОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Идентификация собственного риска предприятий пивоваренной промышленности
Для характеристики собственного риска на примере предприятий пивоваренной
промышленности необходимым условием является применение системного подхода.
В основе исследований собственного риска лежит выявление его главных причин и
факторов. Они могут быть заложены в организации деятельности предприятия, либо
выступать результатом действий самого предпринимателя. Риск может углубиться
вследствие внутренних просчетов фирмы, а также воздейст­вия внешней среды и
рыночных факторов: недобросовестной конкуренции, ошибочного мнения
об­щественности, изменения конъюнктуры рынка, отсутствия достоверной
инфор­мации и т.д. Поскольку риск имеет объективную основу (из-за
неопределенно­сти внешней среды) и субъективную основу (в результате принятия
решения предпринимателем), успехи и неудачи производственного предприятия
следует рассматривать как взаимосвязь и взаимодействие целого ряда факторов:
одни из них являются внешними по отношению к фирме, а другие внутренними.
Особенности пивоваренной промышленности, повышающие степень влияния рисков
предприятий, проявляются в том, что она связана как с общими экономическими
условиями хозяйствования (трудности с финансированием, материально-техническим
обеспечением, повышением квалификации работников и т.п.), так и со
специфическими условиями, обусловленными принадлежностью к данной отрасли.
Деятельность предприятий и эффективность их функционирования во многом зависит
от состояния спроса населения, так как для достижения своих целей они, прежде
всего, ориентируются на спрос. Спрос – это чрезвычайно нестабильная категория,
зависящая от множества условий. Составляющими платежеспособного спроса являются
потребности покупателей и денежные доходы. Их изменение в сторону уменьшения
повышает риск ухудшения результативных показателей и эффективности деятельности
предприятий в целом, неуверенности в получении запланированных объемов выручки
и прибыли.
Потребности покупателей находятся в непрерывном движении, причем скорость их
изменения постоянно растет. Это связано с изменениями демографической,
возрастной структуры населения, этническим разнообразием, происходящими
изменениями в системе ценностей, стиле жизни и т. п. Основой платежеспособного
спроса являются денежные доходы населения. Как видно из таблицы 2.1, на
протяжении 1995 - 2005 г.г. прослеживается устойчивая тенденция роста расходов
на приобретение товаров [111, 115]. Это в значительной мере обусловлено ростом
в целом денежных доходов.
Таблица 2.1
Денежные доходы и расходы населения Украины [111]
Показатель \ год
1995
2000
2001
2002
2003
2004
Денежные доходы (млн. грн.), в том числе:
4006
128736
157996
185073
215672
269778
оплата труда
1654
55853
67389
78950
94608
114208
прибыль и смешанный доход
616
24696
29518
33540
36330
44392
доход от собственности
48
3322
4275
5297
6706
7220
социальная по­мощь, пенсии, сти­пендии, трансферты
1688
44865
56814
67286
78028
103958
Продолжение табл. 2.1
2. Денежные расходы и сбережения (млн. грн.), в том числе:
4006
128736
157996
185073
215672
269778
покупка товаров и оплата услуг
3719
115887
139984
153589
180730
229083
доход от собственности уплаченный
158
190
334
902
1864
текущие налоги на имущество, доходы и другие уплаченные трансферты
209
8488
11034
14092
17763
17770
накопление нефинансовых активов
59
3099
3408
2464
1680
3183
прирост финансовых активов
15
1104
3380
14594
14597
17878
3. Имеющиеся доходы (млн. грн.)
2783
96609
119048
141618
162578
206594
реальные имеющиеся доходы, %
110,6
99,1
110,3
118,0
109,1
116,5
Принимая во внимание специфику рассматриваемой отрасли и сегмента рынка, будет
не безынтересным изучить динамику производства и продаж алкогольных напитков в
Украине (табл. 2.2, 2.3).
Таблица 2.2
Реализация алкогольных напитков через торговую сеть и сеть ресторанного
хозяйства, млн. дал. [11]
Алкогольные напитки \ год
1990
1995
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
1. Водка и ликероводочные изделия
31
15
10
10
11
12
12
14
17
2. Вино
28
8
3. Коньяк
0,6
0,6
0,7
0,9
4. Шампанское
3
5. Пиво
133
36
23
27
28
30
33
36
42
в абсолютном алкоголе на одного человека, л.
4,1
1,6
1,2
1,3
1,4
1,5
1,6
1,8
2,2
Таблица 2.3
Производство алкогольных напитков, млн. дал. [111]
Алкогольные напитки \ год
1990
1995
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
1. Водка и ликероводочные изделия
30,9
37,5
21,6
23,2
25,9
22,1
23,8
32,3
40,5
2. Вино
27,2
13,8
7,7
8,6
9,5
14,3
20,8
22,7
25,3
3. Коньяк
1,1
0,6
0,8
1,1
1,6
1,4
1,5
1,6
1,6
4. Шампанское
3,7
4,8
4,9
3,9
3,4
3,5
3,5
3,4
3,5
5. Пиво
138
71
68,4
84,1
108
131
150
170
190
Как видим из таблиц 2.2, 2.3, в середине 90-х годов прошлого века произошло
значительное падение как производства, так и потребления спиртных напитков,
вызванное состоянием глубокого кризиса экономики страны в целом и значительной
тенизацией рассматриваемой отрасли. Однако к началу текущего столетия
наметились тенденции к оживлению спроса и соответственно предложения (т. е.
производства) на алкогольные напитки практически всех групп (см. табл. 2.4,
2.5). Исключением является лишь производство шампанских вин, которое падало на
протяжении всего рассматриваемого периода и стабилизовалось только в 2001
году.
Таблица 2.4
Динамика реализации алкогольных напитков через торговую сеть и сеть
ресторанного хозяйства, %
Алкогольные н