Вы здесь

Теорія і практика фізичного виховання гімназистів Слобожанщини у другій половині ХІХ - початку ХХ ст.

Автор: 
Бондар Анастасія Сергіївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
0407U000163
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе использовался комплекс методов, основанных на выделенных направлениях научного поиска. В него вошли:
* анализ литературных источников;
* анализ архивных документов;
* хронологический метод;
* сравнительно-исторический метод;
* структурно-системный метод;
* метод актуализации.
Анализ литературных источников и документов. Метод анализа литературных источников сопровождал весь процесс исследования, как на стадии выявления проблемы научного поиска, так и на стадии сбора основной информации.
Его применение на начальном этапе исследования позволило очертить общие контуры научного поиска, выявить актуальные проблемы и перспективные, с точки зрения развития современной науки и педагогической практики, направления, уточнить понятийный аппарат, четко сформулировать цели и задачи исследования.
Для уточнения понятийно-категориального аппарата, а именно, анализа сущности понятия "физическое воспитание" изучались работы видных и авторитетных теоретиков физической культуры: Б.Ашмарина, Г.Ващенко, Л.Матвеева, А.Новикова, В.Платонова, Б.Шияна и др.
С целью определения степени научной разработки проблемы исследования изучались: диссертации и авторефераты диссертаций по истории физической культуры, истории педагогики Украины, материалы научных конференций, а также монографии, научные статьи, преимущественно изданные за последние десятилетия.
Для накопления фактического материала изучались:
* научная и научно-методическая литература по истории Украины, истории физической культуры, истории педагогики, теории и методике физического воспитания, содержащая информацию, способствующую решению задач исследования;
* пресса второй половины ХІХ - начале ХХ вв.: общепедагогические журналы ("Журнал Министерства народного просвещения" (1834-1917), "Русский педагогический вестник" (1857-1861), "Народная школа" (1869-1889), "Гимназия" (1888-1900), "Вестник воспитания" (1890-1917), "Русская школа" (1890-1917), "Образование" (1892-1909), "Наука и школа" (1915-1917)), специальные ("Физическое образование" (1902-1917), "Сокол" (1910-1914)), медицинские журналы ("Спутник здоровья" (1898-1905)), газеты ("Вестник южной железной дороги" (1911-1912), "Харьковские губернские ведомости" (1888-1917));
* монографии, в которых нашли отражение отдельные аспекты физического воспитания учащейся молодежи, изданные до 1917 г.;
* энциклопедические издания и словари.
В процессе исследования было проанализировано 235 литературных источников.
Анализ документов был необходим для выявления особенностей становления системы физического воспитания, анализа официальной политики в сфере физического воспитания учащейся молодежи, определения форм, содержания и условий введения физического воспитания в практику гимназий Слобожанщины во второй половине ХІХ - начале ХХ вв. В диссертационном исследовании представлены результаты анализа официальных и архивных документов.
Официальные документы, такие как циркуляры, отчеты, инструкции, постановления, распоряжения, положения, типовые уставы учебных заведений, учебные программы и т.д., изучались с целью определения официальной политики в области физического воспитания гимназистов, роли органов государственной власти различного уровня в процессе становления системы физического воспитания в системе гимназического образования исследуемого периода.
Изучение архивных документов (57 единиц хранения) таких, как протоколы заседаний педагогических советов, отчеты учебных заведений, справки, заявления, журналы, расписания занятий, письма, аттестаты, удостоверения, списки учителей и учащихся, личные дела, учебные планы, записки, сметы и т.д., дало возможность проследить процесс внедрения физического воспитания в средних учебных заведениях, выявить проблемы, с которыми сталкивались администрации гимназий на этом пути, а также методы и средства их преодоления. Вместе с тем, удалось определить основные организационные формы физического воспитания в государственных, частных и общественных гимназиях Слобожанщины, применяемые как в режиме учебного дня, так и во внеурочное время, содержание образования и становление системы средств физического развития учащихся. Архивные документы дали возможность выявить условия реализации задач физического воспитания, в частности материально-техническое, кадровое, финансовое, научно-методическое, медицинское обеспечение Слобожанских гимназий во второй половине ХІХ - начале ХХвв.
При этом изучались фонды Центрального государственного исторического архива Украины (Киев) (Ф.705, Ф.707, Ф.2162). Государственного архива Харьковской области (Ф.264, Ф.265, Ф.266, Ф. 509, Ф.512, Ф.639, Ф.645, Ф.646, Ф.661, Ф.743), Государственного архива Сумской области (Ф.1, Ф.2, Ф.254, Ф.256, Ф.347, Ф.348, Ф.354, Ф.759).
В качестве основного критерия отбора документов была определена их значимость как источника информации по проблеме исследования. Данные, полученные в результате изучения документов, дополнялись и корректировались с помощью материалов анализа литературы.
Хронологический метод. Для того чтобы отобразить динамику развития системы физического воспитания учащейся молодежи на Слобожанщине в исследуемый период, был использован хронологический метод, который дал возможность рассматривать явления и события во временной последовательности, в движении и изменениях. Наиболее выразительно этот метод проявляется в работе:
* для определения и обоснования хронологических рамок исследования, логической последовательности становления системы организационных форм физического воспитания гимназистов и введении в содержание обучения различных средств физического развития учащихся;
* для выявления и систематизации факторов, повлиявших на процесс становления физического воспитания учащейся молодежи на протяжении исследуемого периода.
Сравнительно-исторический метод. Данный метод позволил определить главную идею физического воспитания учащейся молодежи, изучи