Ви є тут

Організаційно-економічний механізм управління податковими зобов'язаннями підприємства

Автор: 
Шевченко Олена Вадимівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U000840
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
В целях реализации предложенной в р.1 концепции формирования организационно-экономического механизма управления налоговыми обязательствами предприятия в р.2 производится разработка следующих инструментов и методов: управленческий учет и анализ налоговых обязательств, прогнозирования и планирования налоговых обязательств. Также в данном разделе разрабатываются и совершенствуются модели реструктуризации налогового долга и управления оборотным капиталом с учетом налогообложения [142].
При создании системы управленческого учета налоговых обязательств обосновываются особенности согласования информации бухгалтерского и налогового учета предприятия. Дается характеристика таких инструментов управления как налоговая учетная политика и налоговый календарь. Как элемент системы управленческого учета рассматриваются механизмы финансового и экономического анализа. Разрабатывается методика сводного анализа налоговых обязательств предприятия [146].
В р.2 проводится формализованное описание действующего механизма погашения налоговых обязательств предприятия, а также образования и погашения налогового долга. Оцениваются возможные финансовые и организационные последствия неэффективного использования механизмов планирования налоговых обязательств. Приводится методика составления оптимального бюджета налоговых обязательств на базе авторской классификации налоговых затрат предприятия [141].
Обобщая предложенные инструменты и методы, в заключительном параграфе приводятся экономико-математические модели управления налоговыми обязательствами как части финансового потока предприятия.

2.1. Управленческий учет и анализ налоговых обязательств предприятия
Вопрос информационного обеспечения процессов налогообложения предприятий является объектом исследований многих отечественных и зарубежных ученых-экономистов. В частности, следует отметить отечественные разработки таких экономистов как: В.П. Вишневский, О.Д. Василик, С.В. Каламбет, В.В. Витлинский [38, 39, 41, 42, 75]. В работах этих авторов поставлены актуальные задачи информационного обеспечения в управлении налогами как на микро- так и макроуровнях, предложены соответствующие механизмы налогового менеджмента. Из российских авторов следует отметить работы профессора Юткиной Т.Ф., в которых рассматривается почти полный спектр вопросов, возникающих у современных предпринимателей при управлении налоговыми обязательствами и его информационном обеспечении [152, 153]. Несмотря на большое количество исследований в рассматриваемой области остается необходимость создания комплексного подхода к аналитическому и информационному обеспечению процессов управления налоговыми обязательствами, что также отмечалось в п.1.3. Это в первую очередь связано с особенностями механизма погашения налоговых обязательств, а также необходимостью внедрения современных систем налогового менеджмента.
Эффективность любой системы управления зависит от ее информационного обеспечения. Под налоговой информацией в системе управления налоговыми обязательствами предприятия понимаются все сведения о производственно-хозяйственной, финансовой, инвестиционной деятельности предприятия прямо либо косвенно связанные с налоговыми параметрами деятельности предприятия. Подсистема информационного обеспечения налоговых решений представляет собой целенаправленный процесс получения информации, ее обработки, анализа и представления в форме удобной для принятия управленческих решений. Конечная форма представления данных может быть выражена сводными налоговыми показателями, налоговыми планами и бюджетами, календарями налоговых платежей и т.п [49, 58, 78, 101].
С учетом особенностей управления налоговыми обязательствами предприятия, рассмотренных в р.1, основными источниками налоговой информации являются:
1. Законы Украины и другие нормативные акты органов законодательной власти, в т.ч. органов местного самоуправления.
2. Нормативные акты исполнительной власти, особо следует отметить:
2.1. Приказы, инструкции и распоряжения ГНА.
2.2. Налоговые разъяснения.
2.3. Нормативные акты прочих контролирующих органов.
3. Судебные решения.
4. Налоговые декларации и финансовая отчетность предприятия.
5. Данные внутрихозяйственного (управленческого) учета.
6. Первичная хозяйственная информация.
7. Данные экспертов, в т.ч. независимых аудиторских фирм.
8. Статистические данные, средств массовой информации и Интернета.
Как видно объем информации необходимой для принятия решения в системе управления налоговыми обязательствами очень обширен, что требует выделение существенной ее части, обобщения и дальнейшей обработки, а именно разработки соответствующих аналитических методик, построения на предприятия адекватных систем управленческого и налогового учета.
Необходимость ведения налогового учета в Украине было установлено еще 1997 году, когда был принят Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий", а также Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" [3, 5]. Следует отметить, что различия между бухгалтерским, налоговым и управленческим учетом существуют во всех странах мира, и отечественной практике не является исключением. При этом вопросам согласования учетных данных уделено внимание значительного числа отечественных и зарубежных исследователей. Обобщить разработанные на сегодня методики согласования учетной информации можно по следующим группам [33, 51, 78, 100]:
1. Параллельное внесение информации о хозяйственных операциях в регистры каждой из форм учета. При этом согласование данных производится только на конечном этапе - обработка и анализ информации. Недостатком этого метода является дублирование сходных характеристик в различных формах учета. Главным преимуществом выступает наибольшая степень адекватности получаемой информации.
2. Ведение налоговых операций в соответствии с регистрами бухгалтерского учета дл