Ви є тут

Розвиток і регулювання ринку цінних паперів в регіоні

Автор: 
Мерджанова Лілія Зеккіяєвна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U000857
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СТАНОВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ КРЫМА, ЕГО ВЗАИМОСЯЗЬ С ПРОЦЕССАМИ ПРИВАТИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ВОСПРОИЗВОДСТВОМ СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА

2.1. Этапы становления и характеристика рынка ценных бумаг в Украине
Ретроспективный обзор становления рынка ценных бумаг Украины позволяет выделить следующие этапы его развития. Первый этап относится к первой половиной 90-х годов. Характерными особенностями этого периода являются формирование базовых юридических основ фондового рынка и создание институциональных предпосылок дальнейшего его развития. Среди важнейших законодательных актов, оказавших преобразующее влияние на становление национального фондового рынка, следует отметить законы Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" (от 18 июня 1991 г.) [41], "О хозяйственных обществах" (от 19 сентября 1991 г.) [42], "О приватизации имущества государственных предприятий" (от 4 марта 1992 г.), "О приватизации небольших государственных предприятий" (от 6 марта 1992 г.).
Учреждение Украинской фондовой биржи (точнее, ее возрождение, так как она существовала как Киевская фондовая биржа до 1917 г.) символизировало "запуск" организованного вторичного рынка ценных бумаг. Фондовые секции имели также некоторые универсальные биржи. Становление рынка ценных бумаг сопровождалось параллельным развитием банковской системы, появлением первых акционерных обществ, инвестиционных структур, страховых компаний. Однако в целом вплоть до выхода указа президента Украины "Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях" (от 19 февраля 1994 г.), а также декрета кабинета министров Украины "О доверительных обществах" (от 17 апреля 1994 г.) инфраструктура рынка развивалась хаотично.
Темпы приватизации были крайне низкими, отсутствовала система регистрации и учета прав собственности на ценные бумаги. Основными эмитентами акций на данном периоде являлись вновь создаваемые акционерные банки. Так, например, в 1993 г. на акции коммерческих банков приходилось 67,95% всего объема эмиссий, в то время как на акции промышленных предприятий - лишь 20,6%. В 1994 г. данные показатели составили 64,5% и 19,2% соответственно.
Государственное регулирование фондового рынка имело отдельные признаки структурирования, но преобладающим было разрозненное фрагментарное влияние на рынок различных контролирующих государственных органов. Второй этап начался со второй половины 1994 г. и закончился в августе 1998 г. обвалом фондового рынка. На этом этапе ускорились темпы рыночных преобразований, а также изменилась идеология государственного управления фондовым рынком, началась его самоорганизация.
Указ Президента Украины от 19 февраля 1994 г. и декрет Кабинета Министров Украины стимулировали легализованное появление инвестиционных фондов, компаний и доверительных обществ в качестве основных совместно с банками операторов фондового рынка.
Институциональная структура рынка становилась все более дифференцированной и насыщенной, соответственно увеличивалось количество действующих финансовых посредников. Доверительные общества насытили спектр представительских услуг наряду с коммерческими предложениями других финансовых учреждений.
С введением в обращение наличного ваучера приватизация приобрела организованные черты с привлечением широких кругов населения. В период приватизационного пика 1995-1996 гг. было приватизировано более 35 тыс. предприятий, а в целом за 1992-1998 гг. - более 62 тыс. предприятий. В мае 1995 г. коммерческие банки получили право на непосредственное участие в приватизационных процессах, что усилило конкуренцию между институциональными участниками фондового рынка. В период массовой приватизации более 40% граждан Украины с помощью институтов совместного инвестирования реализовали свое право на часть государственной собственности.
В июне 1995 г. создается Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (ГКЦБФР) в качестве центрального государственного органа по регулированию и координации развития рынка ценных бумаг, более четко распределяются полномочия в этой сфере среди других министерств и ведомств.
Отмечается усиление законодательного обеспечения фондового рынка Украины. Верховный Совет в сентябре 1995 г. утвердил "Концепцию функционирования и развития фондового рынка Украины", где определены фундаментальные положения его перспективного генезиса. Стратегические и институциональные параметры рынка - прозрачность, конкурентность, целостность, контролируемость, нацеленность на интеграцию с мировым оборотом капитала - фокусировались на понимании сущности и методов государственной политики на фондовом рынке.
Защита прав и законных интересов участников рынка в качестве основной задачи ГКЦБФР нашла свое отражение в дальнейшем углублении юридических основ рынка, применении превентивных мер предупреждения нарушений, ситуативном мониторинге за фондовыми операциями.
Приняты законы Украины "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" (от 30 октября 1996 г.) [43], "О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине" (от 10 декабря 1997 г.) [45], внесены изменения и дополнения в действующие нормативные акты. ГКЦБФР разработала и утвердила ряд нормативных актов, обязательных для исполнения органами государственной власти различного уровня, участниками фондового рынка и их объединениями. В рамках своих полномочий другие государственные органы (Фонд государственного имущества, Министерство финансов, Национальный банк, Антимонопольный комитет) продолжали осуществлять соответствующий контроль за состоянием рынка. В докризисный (1998 г.) период наблюдалось довольно оригинальное, хотя и асинхронное развитие отдельных сегментов фондового рынка.
Рынок акций на фоне прогресса в акционировании государственных предприятий стал превалирующим, и к концу 1998 г. достиг объема зарегистрированных эмиссий в размере 12,2 млрд. грн. В 1997 г. произошел вспл