Ви є тут

Зміна рівня фізичної підготовленості молодших школярів під впливом спеціальних вправ, спрямованих на покращення функціонального стану аналізаторів

Автор: 
Масляк Ірина Павлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U001098
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1. теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
2. изучение документальных материалов и педагогическое наблюдение;
3. педагогическое тестирование;
4. методы определения отдельных показателей функционального состояния сенсорных систем;
5. педагогический эксперимент;
6. методы математической статистики.
2.1.1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы. Теоретический анализ и обобщение литературных источников осуществлялись с целью изучения состояния исследуемой проблемы, определения степени актуальности изучаемых вопросов, а также обоснования цели и задач исследования.
Проанализирована научно-методическая литература, в которой отражались вопросы, касающиеся анатомо-физиологических особенностей, особенностей развития двигательных качеств и функционального состояния сенсорных систем у детей младшего школьного возраста. Изучены вопросы применения в процессе физического воспитания и спорта специальных упражнений и их влияния на изменение активности анализаторов и уровня развития физических качеств у различного контингента: спортсменов, студентов, детей с разнообразными отклонениями в состоянии здоровья, школьников различных возрастных групп.
Было изучено 249 источника, в том числе 28 зарубежных.
2.1.2. Изучение документальных материалов и педагогическое наблюдение. Изучение документальных материалов и педагогическое наблюдение проводилось на 1 этапе исследования в общеобразовательных школах.
Произведен анализ государственной программы для общеобразовательных учебных заведений "Основи здоров'я і фізична культура 1 - 11 класи", методических пособий для учителей по физической культуре, а также календарных планов и конспектов уроков учителей физической культуры. В результате анализа установлено, что в них недостаточно внимания уделяется упражнениям, направленным на изменение функционального состояния сенсорных систем.
Педагогическое наблюдение осуществлялось с целью уточнения содержания и методики проведения уроков по физической культуре в младших классах, изучения степени освоения учебного материала учащимися и уровня их физической подготовленности, а также обращалось внимание на количество предлагаемых для выполнения упражнений, способствующих активизации функций сенсорных систем.
Педагогическое наблюдение показало, что некоторый программный учебный материал является достаточно сложным для овладения учащимися младших классов, одной из причин чего и является недостаточный уровень развития физических качеств. Анализ содержания уроков физической культуры показал наличие незначительного количества упражнений, воздействующих на зрительный, слуховой, вестибулярный и тактильный анализаторы.

2.1.3. Педагогическое тестирование. Для определения уровня физической подготовленности школьников младших классов использовались тесты, предлагаемые в "Державних тестах і нормативах оцінки фізичної підготовленості населення України"; школьной программе "Основи здоров'я і фізична культура 1- 11 класи", а также применялись дополнительные тесты предложенные Л.П. Сергеенко [46, 121, 158].
Тестирование быстроты:
- бег 30 м (с);
- определение частоты движений ног при выполнении бега на месте в течение 5 с (количество раз).
Тестирование силовых способностей:
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (количество раз);
- поднимание туловища в сед за 1 мин (количество раз).
Тестирование выносливости:
- бег 500 м (с);
- бег на месте с интенсивностью 70% от максимальной до выраженного утомления (методика Сермеева, Шекурова) (с).
Тестирование координационных способностей:
- челночный бег 4 х 9 м (с);
- метание малого мяча в горизонтальную цель (диаметром 2 м) с расстояния 7 м (количество попаданий из 6 попыток).
Тестирование гибкости:
- наклон туловища вперёд из положения сидя (см);
- "мост" - минимальное расстояние от пяток до третьего пальца руки (см).
2.1.4. Методы определения отдельных показателей сенсорных систем. Зрительный анализатор. Применялся метод периметрии [143, 152, 164]. Определялись границы ахроматического (бесцветного) поля зрения двух основных меридиан - горизонтальной (кнаружи, кнутри) и вертикальной (кверху, книзу). Использовался периметр Форстера (град.).
Методика. Периметр Форстера устанавливался против света. Испытуемый садился спиной к свету и ставил подбородок в выемку штатива периметра. Если определялось поле зрения для левого глаза, то подбородок фиксировался на правой части подставки, и наоборот. Высота подставки регулировалась так, чтобы верхний конец штатива находился на уровне нижнего края глазницы. Испытуемый один глаз закрывал, а вторым - исследуемым глазом фиксировал взгляд на белом кружке в центре дуги периметра. Дуга периметра устанавливалась в горизонтальное положение, и начиналось измерение. Для этого белая марка медленно перемещалась по внутренней поверхности дуги периметра от 90? к 0?. Испытуемый указывал тот момент, когда впервые видел марку неподвижно фиксированным глазом. На специальной карте отмечался соответствующий угол. Затем дуга периметра устанавливалась в вертикальное положение, и проводилось повторное исследование.
Слуховой анализатор. Методом акуметрии исследовалась костная и воздушная проводимость звуковых волн с использованием камертона 140 Герц.
Методика определения воздушной проводимости. По камертону ударяют молоточком и подносят его к уху, сидящего на стуле испытуемого. Одновременно включается секундомер. Измеряется время (с), в течение, которого испытуемый слышит звук.
Методика исследования костной проводимости. После удара молоточком по камертону приставляют его ручку к верхней части затылка испытуемого и параллельно включают секундомер. В момент исчезновения звука секундомер выключается. Фиксируется время слышимости звука испытуемым (с) [86, 143].