Вы здесь

Освіта в контексті ціннісних орієнтацій (соціально-філософський аспект)

Автор: 
Долголенко Ірина Анатоліївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
3407U001825
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел 2
Трансформации образования в контексте ценностных ориентаций................78
2.1. Трансформация содержания образования.........................................78
2.2. Об инновационных процессах в системе высшего образования стран Северной Европы на современном этапе................................................102
2.3. Основные акценты современной образовательной политики в Украине.................................................................................................................128
ВЫВОДЫ.............................................................................................................146
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................151
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Образование как процесс и результат овладения системой знаний, познавательных умений и навыков, а также формирование на их основе мировоззрения, моральных и других качеств личности разносторонне и исторически разнопланово исследуется в педагогической науке. Проблема образования широко и масштабно представлена в массе исследований междисциплинарного характера: психолого-педагогической, социально-педагогической, философско-антропологической, этико-правовой, социологической, политической направленности и многими другими, которые связаны с вопросами организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и социума. Проблема образования характеризуется тем, что воплощает в себе единство теоретического и практического. Теоретические конструкты образования нацелены на практическое внедрение.
Актуальность проблемы образования в разных областях человеческого знания связана с такими современными тенденциями мирового и общественного развития, как интенсивное изменение традиционных моделей обучения, создание экспериментальных и альтернативных учебных заведений, а также с ориентацией украинской образовательной политики на интеграцию в европейское образовательное пространство, демократизацию и свободный выбор программ обучения и образования, создание системы беспрерывного образования, его гуманизацию, гуманитаризацию, информатизацию и компьютеризацию. Следует отметить и роль кризисных явлений в актуализации обозначенной проблемы, например, дефицита обычного идеологического компонента, ценностного вакуума в системе образования, аморфности целей обучения и воспитания, которые возникли в связи с распадом твердого централизованного управления и контроля со стороны государственных структур. Важные аспекты указанной проблемы исследуются в такой интегративной области знания, как философия образования. Сущность образования, факторы его эволюции, динамика развития и изменения образовательных парадигм, проблемы взаимодействия человека и общества в образовательном процессе - это далеко не полный перечень программных вопросов философии образования. Однако остается недостаточно разработанным как в специально-научном, так и междисциплинарном аспекте важнейший аксиологический пласт трансляции, освоения и воспроизводства социального опыта, которым и является образование. Динамика формирования и функционирование комплекса таких духовных детерминант образовательной деятельности человека, как ценностные ориентации, требует серьезного и глубокого изучения, интегративного мировоззренческого подхода, что возможно обеспечить путем привлечения методологического аппарата социальной философии. В диссертации выбран именно социально-философский ракурс рассмотрения предмета исследования. Это обусловлено необходимостью использования ресурсов философского уровня с целью теоретического обобщения материала и решения научной задачи, которая состоит в социально-философском осмыслении образования в контексте ценностных ориентаций.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное исследование осуществлялось в рамках планово-научной тематики кафедры философии и социологии Южноукраинского педагогического университета им. К.Д. Ушинского "Инновационность в методологии и технологии научного и социального познания" (утверждено на заседании ученого совета университета, протокол № 5 от 25.12.2003 г.) и является философско-методологическим исследованием системного анализа образования в структуре ценностных ориентаций общества.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в необходимости концептуального анализа образования как категории социальной философии, экстраполяции философских принципов, категориального аппарата диалектики, методологии научного познания на образовательный процесс, а также определить предмет образования, его стратегические задачи в условиях перехода Украины к информационному обществу и раскрыть образование как один из каналов реализации культурных норм, как модус духовного производства социума.
Достижение поставленной цели требует решения конкретных задач, которые сводятся к следующим моментам:
- во-первых, на основе анализа отечественных и зарубежных исследований философских проблем образования определить роль социально-философского подхода в изучении специфики феномена образования;
- во-вторых, определить преимущества системного подхода как наиболее эффективного для данного предмета исследования;
- в-третьих, изучить сущностно-атрибутивные характеристики образования в контексте социокультурных взаимосвязей;
- в-четвертых, проанализировать трансформационные процессы, связанные со сменой парадигмы образования;
- в-пятых, выявить взаимосвязь ценностных ориентаций и трансформации содержания образования в современных условиях;
- в-шестых, исследовать закономерности развития образования в странах Северной Европы и экстраполировать ее позитивные элементы на процесс реформирования национального образования Украины.
Объектом исследования в диссертации выступает образование как процесс трансляции, освоения и воспроизведения упорядоченного социального опыта.
Предметом исследования является образование в контексте ценностно-ориентационных связей в социально-философском ракурс