Ви є тут

Етико-естетична парадигма кримськотатарської прози 60-80 рр. XX століття.

Автор: 
Сеферова Фера
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002231
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МОДИФИКАЦИИ ДИХОТОМИИ "ЭТИЧЕСКОЕ -ЭСТЕТИЧЕСКОЕ" В КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ПРОЗЕ
2.1. Этические экспликации в творчестве писателей старшего поколения
Массовые репрессии 1920-1930-х годов и война 1941-1945 гг. нарушили естественный ход развития не только крымскотатарской литературы, но и всей его культуры. В депортации большая часть писателей, те, кто выжил, была низведена до уровня спецпоселенцев. Многие были лишены возможности заниматься своей профессией. Перед крымскотатарскими писателями, которых мы с некотрой долей условности отнесли к третьему поколению, встала дилемма самореализации и отображения действительности в соответствии с требованиями идеологии, с одной стороны, и сохранения традиций, духовной связи с утерянной родиной, с другой. Б. Гафаров пишет: "Литература нашего народа для нас - золотой источник. Этим источником мы не успели возпользоватся, когда жили в Крыму. В эти работы надо будет в будущем вцепиться клещами" [50].
Непрерывность традиций для крымскотатарской литературы в период безвременья (депортации) была особенно важна. Эти традиции последовательно отражают в своём творчестве писатели старшего, третьего поколения (Ю. Болат, Ш. Алядин, Р. Муедин, Дж. Аметов, М. Алиев,
И. Паши) и писатели нового, четвёртого поколения: (Черкез-Али, А. Осман, Э. Умеров, У. Эдемова, Э. Амит). Новая концепция человека и изменившиеся социально-нравственные коллизии определяют особенности крымскотатарской прозы 60-х годов. Запечатлев суровые испытания послевоенной и последепортационной жизни и нравственный оптимизм народа, крымскотатарская проза 60-х годов утверждает новаторскую традицию. Труд, производство изображаются как поле деятельности, где реализуются и выявляются нравственные качества личности.
Творчество известного писателя Ю. Болата (1909-1986) - яркий тому пример. Его литературная деятельность, начавшаяся с рассказа "Когда звенят колокола" ("Чанълар къакъылгъанда", 1929) завершается пьесами и романами. Именно пьесы являются вершиной творчества Ю. Болата. Верная идеалам народа, крымскотатарская драма 30-х годов помогала современникам понять нравственный динамизм эпохи. В музыкальных комедиях "Свадьба продолжается" ("Той девам эте"), "Кто работает, тот ест" ("Ишлеген тишлер"), "Девушка Арзы" ("Арзы къыз"), "Хочу жить" ("Яшамакъ истейим"), "Последняя ночь" ("Сонъки гедже") и других находит свое выражение новая действительность. В сороковые годы в журнале "Советская литература" печатается исторический роман "Алим". В произведении тонкий психологизм переплетается с изображением исторической эпохи. Основу сюжета составляет биография героя. На наш взгляд, роман представляет определенный интерес и ждет своих исследователей.
В созданном в жёстких подцензурных условиях романе "Чистые сердца" ("Саф юреклер", 1962) "герои работают с уверенностью и ответственностью, думают о благосостоянии народа, претворяют в жизнь нравственный принцип коммунизма "человек человеку друг и брат" [21, 90].
В произведении общественный человек, его место в народном труде становятся основой формирования героического характера героя. Ю. Болат, обобщая содержание типических характеров времени, сводит их многообразие к двум категориям: бескорыстным энтузиастам, которые воплощены в лице таких героев, как Сервер, Нияр, Адиль, Айше, и собственникам, людям, явившимся на целину за длинным рублём.
"Что ожидает человека, который от жизни не ждет ничего, ни к чему не стремится, проводит свои дни в довольстве и наслаждении... А ты, товарищ комсомолка, протянула ли руку помощи человеку, чтобы вытянуть его из беды?" [255, 123]. (Омюрден ич шей беклемеген, ич бир макъсаткъа ынтылмагъан ве зая кетмекте олгъан куньлерини "сефа" деп бильген бу адамнынъ ярыны не олур?...Я сен, комсомолка аркъадаш, бу печельни фелякет ташкъыны ичинден чекип алмакъ ичюн онъа ярдым элинъни узаттынъмы?)
Роман написан в 60-е годы, когда "советский общественный строй строго контролировал жизнь каждого человека, его мировоззрение и действия [13, 88]. Поэтому и демагог, и приспособленец распознаются легко. В подцензурных условиях, когда невозможно было даже намеками показать положение репрессированного народа, роман "Чистые сердца" ("Саф юреклер") явился плодом своего времени.
22-27 мая 1967 года на IV съезде писателей СССР было сказано, что принципиально новое качество литературы заключается в том, что она развивается как многонациональная литература, воплощающая в себе прогрессивные традиции и передовой опыт всех национальных культур, изображает историческое своеобразие народов Советского Союза. К сожалению, эти слова никак не относились к крымскотатарской литературе.
Однако заслуживает упоминания тот факт, что, несмотря на господство "партийности" и "идейности" в художественном творчестве, именно в этот период В. Астафьев, В. Распутин, Ч. Айтматов, А. Белов создали замечательные произведения. В то время, когда крымскотатарским писателям было запрещено даже произносить слово "Крым", такие поэты как А. Твардовский, Е. Евтушенко, Б. Окуджава, Д. Кугультинов, проявили смелость и сказали правду о трагедии крымских татар.
Ю. Болат - один из первых крымскотатарских писателей, который в романе "Анифе" (1969), убедительно показал преодоление страданий крымскотатарской женщиной.
Сюжетная линия произведения охватывает короткий временной отрезок - с поздней осени 1944 по апрель 1946 года. Героиня романа Анифе Одаманова попадает в совхоз ХХ-летия Октября, расположенного у подножия горы Чаткал, в Узбекистане [256, 7].
"... Невзирая на дождь, слякоть, она идет по дороге. Куда и зачем - она и сама не знает. Идти заставили ее сердце, превратившееся от горя в пепел, мысли, чувства, не подчиняющиеся воле, органы тела, состарившиеся без движения на протяжении нескольких месяцев, заботы о больном ребенке" ("О ёл чамурыны ёгъурып кете...Къайда ве не ичюн кеткенини онынъ озю де бильмей. Юрмекни къайда олмасын кетмекни онынъ яныкътан куйген юреги, сёнюккен, бири-биринден узюльген тюшюнджелер