Ви є тут

Пушкінські мотиви в творчості М. Булгакова

Автор: 
Чередник Людмила Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002268
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ II. ПУШКИНСКИЕ МОТИВЫ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ М. БУЛГАКОВА ("БЕЛАЯ ГВАРДИЯ", "ДНИ ТУРБИНЫХ", "БЕГ")

М. Булгаков жил в сложную переходную эпоху, отмеченную революционными потрясениями и катаклизмами. На глазах у писателя происходили кардинальные изменения власти и социальной системы, которые вызывали у него глубокую тревогу и стремление осмыслить изменяющийся мир. В изображении стремительных поворотов общества М. Булгаков становится на путь правды, продолжая пушкинские принципы историзма, утвердившиеся в литературе XIX века. Исследование современной ему истории писатель вслед за своим великим предшественником проводит сквозь призму отдельной человеческой судьбы, что проявилось в его исторической трилогии о белой гвардии (по определению Ю. Бабичевой), которую составили роман "Белая гвардия" (1925-1926), пьеса "Дни Турбиных" (1926) и "Бег" (1928).
Как справедливо отмечает И. Бэлза, М. Булгаков следовал в своем творчестве требованиям "правдоподобия чувствований в предполагаемых обстоятельствах и истины страстей, предполагающих особый смысл именно благодаря достоверности обстоятельств" [42, с. 6].
Через все творчество М.Булгакова проходит "человеческая тема". Как пишет Н. Степанов, "Булгаков утверждает приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими догмами и классовыми понятиями" [166, с.208]. Тем самым писатель в новых условиях продолжает традиции нравственных исканий, заложенных в русской литературе А.Пушкиным и нашедших дальнейшее развитие в творчестве таких корифеев классической литературы, как Н.Гоголь, Ф.Достоевский, Л.Толстой.
В 1920-е годы М.Булгаков ставит перед собой задачу создать произведение, в котором бы во всей полноте отразилась гражданская война. По его замыслу, книга должна быть написана в традициях "Войны и мира" Л.Толстого и по размаху ориентироваться на толстовскую эпопеею. Так родился роман "Белая гвардия" - единственный роман, опубликованный при жизни писателя.
По свидетельству М. Чудаковой, это произведение задумывалось как первая часть трилогии "обо всем и обо всех - книга жизни, по которой будут судить тех и других, и третьих" [189, с.139]. В октябре 1924 года в "Автобиографии" М. Булгаков сообщил: "Год писал роман "Белая гвардия". Роман этот я люблю больше всех других вещей" [36, с.604]. Долгое время писатель считал эту книгу самой важной в своей судьбе, говорил, что от этого романа "небу станет жарко". Но спустя год в разговоре со своим биографом П.С. Поповым назвал роман "неудавшимся" [36, с.615]. Может быть, эти грустные ноты появились оттого, что широкой эпопеи не получилось. Как известно, в результате работы писателя возник яркий фрагмент о гражданской войне в Киеве.
М. Булгаков любил этот город, в котором он вырос и был счастлив. В очерке "Киев-город" (1926), написанном в 1923 году, вспоминая события гражданской войны, он писал: "Когда небесный гром (ведь и небесному терпению есть предел) убьет всех до единого современных писателей и явится лет через пятьдесят новый настоящий Лев Толстой, будет создана изумительная книга о великих боях в Киеве" [34, с.307].
По мнению исследователей, в жизни М.Булгакова были два события, подтолкнувшие его к написанию романа "Белая гвардия". Первое из них - это смерть матери Варвары Михайловны, друга Михаила Афанасьевича, его биографа и тонкого ценителя. В письме к сестре Надежде Афанасьевне М. Булгаков писал: "Я достаточно отдал долг уважения и любви к матери, ее памятник - строки из "Белой гвардии" [36, с.537].
Другой толчок к написанию романа, по мнению Г. Лесскиса, дала сцена убийства еврея у Цепного моста, свидетелем которой стал писатель. Это убийство потрясло М.Булгакова до глубины души и требовало художественной переработки.
Роман во многом автобиографичен, поскольку писатель был непосредственным свидетелем и участником описанных событий. Но интерпретация темы гражданской войны была именно булгаковская, единственная в своем роде, противоположная всем известным в то время произведениям, написанным на эту тему.
М.Булгаков раскрыл философию истории, глубоко исследовал судьбу отдельной личности в историческом вихре событий. В романе использовано много пушкинских мотивов, которые играют важную роль в формировании сюжета, характеристике образов и воплощении творческого замысла писателя. Как и А.Пушкин, М.Булгаков обратился к изображению смутных времен в истории России. Пушкинская смысловая парадигма, по мнению Ю.Лотмана, образуется не словами, "а образами-моделями, имеющими синкретическое словесно-зрительное бытие, противоречивая природа которого подразумевает возможность разных прочтений" [102, с.127]. В повести "Капитанская дочка" А. Пушкин раскрыл драматизм восстания под предводительством Е.Пугачева. Его произведение, по мнению Г.Макогоненко, ? "это широкое историческое полотно, высвеченное светом истины и высокой морали" [108, с.193]. И в этом смысле рассказ о пугачевском восстании является одним из глубочайших проявлений пушкинского гения, в котором заключается оригинальная художественно-нравственная мера. Как смуту, несшую смерть, кровь, крушение всего, воспринимал М.Булгаков русскую революцию. Ощущение трагизма звучит уже в первом эпиграфе романа, взятого из главы "Вожатый" повести "Капитанская дочка" А.Пушкина: "Пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.
- Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!" [33, с.179].
Как известно, у А.Пушкина в главе "Вожатый" Петр Гринев впервые встречается с предводителем будущей смуты Емельяном Пугачевым. Эта встреча стала роковой для героев, связала их судьбы, принесла немало мытарств каждому из них.
У М.Булгакова такой "бедой" стала революция 1917 года и гражданская война, которые ворвались в судьбы героев романа, изменили их, нарушили покой привычной жизни.
Символом фатальных изменений в обществе является метель. Именно от А.Пушкина в русской литературе идет традиция исполь