Ви є тут

Авторський стиль Й.Брамса (теоретико-методологічний та аналітичний аспекти).

Автор: 
Садовнікова Олена Сергіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002900
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
СМЫСЛ И ЕГО СВОЙСТВА
2.1. Смысловая организация в произведениях И. Брамса

2.1.1. Стиль и смысл. Этапы опредмечивания смысла
Стиль композитора как целостность получает материальную реализацию в музыкальных текстах и порождается их совокупностью как некий мета-текст (Р. Барт, М. Арановский) или сверхпроизведение (М. Соколов). Согласно мнению культурологов, "стиль можно считать неким воздушным сверхпроизведением, вполне реальным, но неощутимым" [186, с. 231]. Каждый единичный текст выступает как фрагмент стиля, концентрируя в себе все его свойства, и является его репрезентантом (в силу закона pars pro toto, согласно которому часть обладает всеми свойствами целого)1. Рассматриваемые отношения можно выразить следующей формулой: ТЕКСТ (фрагмент) = СТИЛЬ2. В свою очередь, стиль отражает личностные свойства его автора, что схематически выражается зависимостью СТИЛЬ = ЛИЧНОСТЬ. Синхронизируя обе формулы, получаем общую схему:
ТЕКСТ
(фрагмент)=СТИЛЬ=ЛИЧНОСТЬ,где очевидна прямая зависимость между спецификой личностной организации композиторского субъекта и способами организации текста. Соответственно организацию музыкального текста можно считать показателем свойств авторского стиля.
Однако язык (как совокупность средств) сам по себе не может в полной мере отразить особенности личностной организации3. Поэтому и требует более глубинного анализа, направленного на выяснение того, что скрывается за его языковой составляющей (или - что непосредственно содержится в ней).
При анализе авторского стиля (и отдельного сочинения как его репрезентанта) в настоящем исследовании выделяются три уровня (и в соответствии с выделяемыми уровнями - параметры анализа):
1) текстовый; 2) смысловой; 3) личностный.
Первый уровень предполагает анализ музыкального текста, выявление специфичности языкового плана как внешнего уровня стиля (особенностей музыкального языка, его средств, структур, связей, особенности драматургии и др.). Второй - изучение принципов смысловой организации произведения, этапами которого выступают формулирование понятия смысла, определение его составляющих, выявление специфики смыслоорганизации и логики смыслоразвертывания. Третий, личностный уровень - раскрытие мировоззренческой позиции автора, выраженной в направленности авторского действия в коммуникативной ситуации.
Учет в исследовательском процессе коммуникативной составляющей стиля, реализующейся в системе отношений смысл - актуализация, принципиален для данной работы. Первый компонент системы (смысл) содержит в себе предустановочность и является критерием свойств личности автора; второй (актуализация смысла) предполагает активность, действенность восприятия, включенность в процесс реализации смысла и служит характеристикой свойств реципиента. Иными словами, внутри стиля специально выделяется механизм личностного взаимодействия (личностной коммуникации). Для его анализа используется опыт философии, точнее - модель Я - Другой, интерпретируемая здесь как автор (A) - реципиент (R).
Соотношение между выделяемыми уровнями имеет направленный характер и отражает процесс опредмечивания свойств личности посредством их проекции на смысловую организацию текста с конечным материально-звуковым запечатлением. Личностная организация авторского субъекта диктует логику смыслоразвертывания; особенности смыслоразвертывания выражаются в текстовой организации посредством музыкального языка. Соотношение уровней выражается следующей схемой:
ТЕКСТ^СМЫСЛ^ЛИЧНОСТЬ Вместе с тем, соотношение уровней не является строго иерархическим: на схеме структура выстроена по принципу "материальной проявленности"; в реальности связь между элементами структуры "проницаемая", где каждый компонент непосредственно связан друг с другом. Так, организация музыкального текста в произведении определяется логикой смыслоорганизации, однако направляется (координируется) авторской личностью. Вместе с тем, оба уровня "вычитываются" непосредственно из текста. Специфика смыслоорганизации обусловливается своеобразием авторской позиции по отношению к миру. Она выражается в способах коммуникативного взаимодействия автора и реципиента, но непосредственно реализуется в структуре текста. Иными словами, уровень личностной организации, как высший по степени абстрактности, "диктует" закономерности низших. Однако он не имеет возможности непосредственного самопроявления в силу своей нематериальности, то есть не может восприниматься автономно, как самостоятельная единица.
Таким образом, между указанными уровнями образуется полное взаимодействие во всех возможных направлениях:
Смысл оказывается централизующей категорией, которая устанавливает соответствие текстовой организации сочинения миросозерцанию личности автора. В этой же функции смысл выступает в культурологии. Так, В. Медведев пишет: "Центральной категорией понимания текста культуры является смысл (курсив авт. - Е.С.), представляющий собой некоторую абстракцию и выступающий средством, позволяющим строить конкретные знания о значениях, которые получаются путем абстрагирования или обобщения чего-то, заключенного в эмпирическом материале" [124, с. 25]. Согласно Г. Щедровицкому, смысл есть "та конфигурация связей и соотношений между разными элементами ситуации деятельности и коммуникации, которая создается или восстанавливается человеком, понимающим текст сообщения" [247, с. 93-94].
Таким образом, в условиях избранного исследовательского подхода специфику организации смысла - в плане прогностичности (задающей особенности восприятия) и как проекции мировоззренческих установок личности - можно считать квинтэссенцией стилевых особенностей музыки Брамса. Непосредственным носителем специфического в стиле композитора, определяющим своеобразие его языковых составляющих, полагается организация процесса смыслоразвертывания.
Поскольку искомой величиной диссертации является глубинная составляющая стиля - позиция автора к миру, выраженная непосредственно в музыкальном текст