Ви є тут

Хореографічна корекція фізичної підготовленості акробатів-стрибунів на етапі спеціалізованої базової підготовки

Автор: 
Серебрянська Еліна Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U003049
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Основным методом исследований был педагогический эксперимент, который проводился в условиях тренировок по спортивной акробатике акробатов-прыгунов на этапе специализированной базовой подготовки [7, 41, 63].
Предварительный эксперимент проводился с семнадцатью акробатами-прыгунами, юношами 12-14 лет, учащимися разных ДЮСШ г. Харькова. Все исследуемые спортсмены имели звание кандидатов в мастера спорта (КМС) и выступали по программе КМС и мастеров спорта (МС). Основной эксперимент проводился на базе отделения спортивной акробатики ДЮСШ № 1 г. Харькова с учебно-тренировочной группой акробатов-прыгунов, с шестью спортсменами, которые находились на этапе специализированной базовой подготовки и регулярно принимали участие в соревнованиях. Все спортсмены имели звание КМС. В основном эксперименте была проверена и подтверждена эффективность методики коррекции физической подготовленности акробатов-прыгунов с учетом рационализации применения средств хореографии.
В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования [12, 126, 132, 159]:
- теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
- анкетирование тренеров с целью изучения их практического опыта использования хореографической подготовки в спортивной акробатике;
- педагогическое тестирование для определения уровней разных видов подготовленности акробатов-прыгунов;
- медико-биологического исследования для определения антропометрических параметров и сенсорномоторных реакций;
- математической статистики для изучения взаимосвязи и взаимовлияния разных сторон подготовленности спортсменов;
- педагогическое наблюдение для изучения традиционных методов хореографической подготовки акробатов.
2.2. Характеристика методов исследования
Методы теоретического анализа и обобщения. При анализе литературных источников особое внимание было уделено содержанию и структуре хореографической подготовки в спортивных видах гимнастики, использованию средств классического танца в подготовке гимнастов, программному материалу по хореографии в спортивной акробатике на этапе специализированной базовой подготовки. Рассмотренный материал позволил выявить состояние вопросов, касающихся использования средств хореографии применительно к особенностям вида спорта.
Была изучена литература по спортивной акробатике, в том числе литература, отражающая особенности подготовки акробатов-прыгунов [24, 33, 70, 161]. Анализировались литературные источники, в которых рассматриваются структура годичной подготовки, отдельно тренировочное занятие, развитие физических качеств спортсменов и процесс обучения сожнокоординационным действиям [3, 8, 50, 194].
Изучались также работы по физиологии спорта, психологии, общей педагогике, теории и методике физического воспитания, математической статистике [9, 10, 19, 45, 46].
По результатам литературного обзора оценено состояние теоретической и практической разработки основных направлений в развитии хореографической подготовки в спортивной акробатике. Выявлен недостаточный уровень научно-методической разработки изучаемой темы, что подтверждает необходимость проведения дальнейших исследований в этом направлении.
Опрос и анкетирование. Был проведен опрос и анкетирование тренеров и хореографов по спортивной акробатике с целью выяснения традиционного содержания хореографической подготовки в спортивной акробатике и в подготовке акробатов-прыгунов [84, 185]. Экспертный лист приводится в Приложении А.
В процессе проведения данной работы определялось состояние хореографической подготовки в секциях по спортивной акробатике, выявлялись общие проблемы в тренировочном процессе по акробатике, связанные с хореографией, а также был проведен поиск инновационных методик в хореографической подготовке акробатов [18, 27, 76].
Педагогические наблюдения. На всех этапах исследовательской работы широко использовался метод педагогического наблюдения. Предварительно составлялась программа педагогического наблюдения, проводился анализ и оценка полученных данных и формулировались выводы. Объектом таких наблюдений был тренировочный процесс по спортивной акробатике, на основе перцептивных1 способностей наблюдателя осуществлялось сочетание фронтальной работы с индивидуальной. В основную программу наблюдений входили тренировки спортсменов по традиционной методике хореографической подготовки. С использованием метода педагогического наблюдения формулировалась экспериментальная программа по хореографической подготовке [61, 63, 68].
Педагогическое тестирование. Для оценки двигательной подготовленности спортсменов были отобраны тесты, характеризующие физическую, техническую и хореографическую подготовленность. При подборе тестов, выявляющих двигательные функции юных спортсменов, учитывались следующие требования к предлагаемым упражнениям: а) простота и доступность; б) валидность; в) соответствие избранному виду спорта (табл. 2.1.) [100, 119, 125, 135].
Таблица 2.1
Комплекс тестов по видам подготовленности
№Контролируемые параметрыРазмерность1Возрастлет2Длина теласм3Масса кгОбщая физическая подготовленность4В висе на гимнастической стенке поднимание прямых ног до касания рейки за головойкол-во раз5Сгибание и разгибание рук в упоре лежакол-во раз6Подтягивание на перекладинекол-во раз7Прыжок в длину с места см8Прыжок вверхсм9Продольный шпагат правойбаллы10Продольный шпагат левой баллы11Поперечный шпагат баллы12Гимнастический мост баллыТехническая подготовленность13Оценка первого соревновательного упражнениябаллы14 "Трудность" первого соревновательного упражнениябаллы15Оценка второго соревновательного упражнения баллы16 "Трудность" второго соревновательного упражнениябаллы17Сумма баллов за два упражнениябаллы
Хореографическая подготовленность18Отведение, приведение ноги на носок лицом к опоре (battement tendu лиц