Ви є тут

. Моделювання і прогнозування макроекономічних показників в системі підтримки прийняття рішень управління державними фінансами.

Автор: 
Нгуен Ші Данг
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U003704
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОЙ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМ
2.1. Государственный бюджет
Финансово-бюджетный процесс является сложным процессом с участием различных объектов общества, от налогоплательщиков до Верховного совета Украины. Перед тем как его моделировать, необходимо целенаправленно исследовать структуру бюджетной системы и ее функционирование.
2.1.1. Структура бюджетной системы
Бюджетная система Украины состоится из государственного бюджета и местных бюджетов.
Бюджетами местного самоуправления являются бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений. Местными бюджетами являются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления [20].
Сведенный бюджет - совокупность показателей бюджетов, используемых для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства. Он состоит из показателей Государственного бюджета Украины, сведенного бюджета Автономной Республики Крым и сведенных бюджетов областей городов Киева и Севастополя.
Для осуществления контроля над финансовой деятельностью органов государственной власти, органов Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и других распорядителей средств применяется бюджетная классификация Украины. Она также обеспечивает возможность проведения необходимого анализа в разрезе доходов, функциональных и экономических категорий расходов, а также международную сравнимость бюджетных показателей.
С целью достижения целостности бюджетных категорий доходов и расходов и для обеспечения взаимосвязи между функциональными назначениями и экономическим характером расходов бюджета Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменения к ней и информирует об этом в обязательном порядке Верховную Раду Украины.
Бюджетная классификация включает [21,22]:
- классификацию доходов бюджета;
- классификацию расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) бюджета;
- классификацию финансирования бюджета;
- классификацию долга.
Доходы бюджета классифицируются по таким разделам:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
- доходы от операций с капиталом;
- трансферты.
Налоговыми поступлениями признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи [23].
Неналоговыми поступлениями являются:
- доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
- административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;
- поступление от штрафов и финансовых санкций;
- другие неналоговые поступления.
Трансферты - это средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на бесплатной и безвозвратной основе [24] .
Расходы бюджета классифицируются:
- по функциям, с выполнением которых связанны расходы (функциональная классификация расходов);
- по экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);
- по признакам главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);
- по бюджетным программам (программная классификация расходов).
Функциональная классификация расходов детализируется:
- по разделам, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления;
- по подразделам и группам, в которых конкретизируются направления бюджетных средств на осуществление соответственно функций государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления.
По экономической классификации расходы бюджета разделяются на текущие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычетом погашения, состав которых определяется Министром финансов Украины.
Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств.
Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевым методам.
Классификация финансирования бюджета определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направлений расходования финансовых ресурсов, которые образовались в результате превышения доходов бюджета над его расходами (к этой категории принадлежат платежи на погашение основной суммы долга) осуществляется по таким признакам [25]:
- финансированию по типу кредитора - по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств;
- финансированию по типу долгового обязательства - по средствам, которые используются для финансирования дефицита или профицита.
Классификация долга систематизирует информацию обо всех долговых обязательствах государства, Автономной Республики Крым, местного самоуправления. Долг классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства.
Бюджет может состоять из общего и специального фондов.
Общий фонд бюджета включает:
- все доходы бюджета, кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд;
- все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета;
- финансирование общего фонда бюджета.
Специальный фонд бюджета включает:
- бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;
- гранты или подарки (в стоимостном выражении), полученные распорядителями бюджетных средств на конкретную цель;
- разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета.
Распределение бюджета на общий и специальный фонды определяется законом о Государственном бюджете Украины. Ист