Ви є тут

Оптимізація сімейної політики в умовах сучасного українського суспільства

Автор: 
Вакуленко Світлана Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U004165
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ СЕМЬЯМ В УКРАИНЕ
2.1. Особенности предоставления социальных услуг и социальной работы с семьями
На всём протяжении своей жизни семья может столкнуться и неизбежно сталкивается
с разнообразными проблемами, ситуациями, порождающими напряжение, стрессы и
оказывающими то или иное воздействие на семью и её судьбу.
Эти проблемы и кризисы имеют различную природу и происхождение. Часть из них
связана с прохождением семьи через различные стадии жизненного цикла, с теми
обычными, естественными событиями, которые происходят в семьях и которые
отграничивают одну стадию жизненного цикла от другой. Любое «нормальное»,
«естественное» событие в жизни семьи (вступление в брак, рождение ребёнка,
поступление ребёнка в школу, чья-то смерть или болезнь и т. д.), изменения в
ней или её структуре, вызываемые этими событиями, с неизбежностью порождают те
или иные проблемные ситуации, кризисы, требуют принятия соответствующих
решений, мобилизации необходимых ресурсов.
Для характеристики таких проблемных ситуаций, возникающих в процессе
саморазвития семьи, перехода с одной стадии её жизненного цикла на другую,
американская исследовательница Рона Рапопорт в 1963 году ввела понятие
«нормативного стресса» или «нормального кризиса» [20, с. 263]. Она отмечала,
что в нормальном развитии семьи существуют некие моменты, названные ею «точками
необратимости», которые являются границами между стадиями жизненного цикла и
имеют критическое значение для развития семьи в том смысле, что они ведут или к
разрешению кризиса и развитию, или к семейной дезадаптации и последующему
разрушению семьи. По мнению Р. Рапопорт, «способ, которым разрешается и
купируется этот нормальный кризис, определяет и его результаты, идёт ли речь о
душевном здоровье индивидов или о сплочённости семьи и семейных
взаимоотношениях» [20, с. 264].
Необходимо подчеркнуть, что эти нормативные кризисы жизненного цикла связаны с
изменением семейной структуры — как внутренней, характеризующей численность и
состав семьи, взаимоотношения её членов (ролевая структура, структура власти,
структура интеракций и др.), так и внешней, характеризующей взаимодействие
семьи как целого и её отдельных членов с окружающей социальной средой
(родственниками, друзьями, соседями, социальными институтами и организациями и
т. д.). В эти моменты семья как бы утрачивает адекватность и оказывается в
состоянии новой самоидентификации себя как целостности, смены старой модели
семейной организации. Причём семья сама, используя собственные возможности,
должна установить баланс в новой ситуации.
Другие проблемы и кризисы, с которыми приходится сталкиваться семье,
порождаются не её собственным развитием, а или случайными по отношению к нему
семейными событиями типа болезни, преждевременной смерти, длительной разлуки,
развода, потери работы, тюремного заключения, которые могут произойти в семье,
или внесемейными факторами, оказывать влияние на которые семья не в состоянии
(стихийные бедствия, политические и экономические кризисы, инфляция,
безработица, военные действия и т. д. и т. п.).
Эти внешние по отношению к развитию семьи события и порождаемые ими кризисы и
проблемные ситуации, тем не менее, так же, как и нормативные стрессы,
определённым образом структурируют семью, нарушают её адекватность и
целостность и вызывают необходимость их разрешения и мобилизации
соответствующих ресурсов. Как и в случае нормативного кризиса, семья должна
измениться в целях самосохранения, в интересах её членов.
Однако многие семьи не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и
кризисами, не способны изменить себя ради сохранения своей целостности.
С точки зрения способности семьи решить возникающие перед ней нормативные и
ненормативные кризисы все семьи могут быть разделены на три группы [20, с.
266]:
— семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых
свободны в проявлении своих чувств и желаний, в которых все возникающие
проблемы обсуждаются всеми членами семьи, что даёт возможность находить новые
образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру;
— семьи, в которых основная масса усилий направлена на поддержание согласия и
единства перед внешним миром и в которых поэтому исключены любые индивидуальные
разногласия. А упомянутое единство достигается как подчинение воли и желаний
всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т. п.);
— семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и
конфликтах, ведущих к кризису, и в которых прошлый опыт не служит ориентиром
для поведения в будущем.
Очевидно, что объектами социальной работы могут быть семьи, относящиеся к
любому из этих трёх типов. Однако, во-первых, степень нуждаемости их в
социальной работе различна, как различно и конкретное содержание её, те виды
помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к каждому из
указанных типов. Как указывает Джилл. Г. Барнз, семьи первого типа могут
нуждаться в социальной работе, скорее, в ситуациях ненормативного стресса, при
возникновении опасных, но естественных (хотя и не вытекающих из внутреннего
саморазвития семьи) ситуаций, таких, как «несчастный случай, серьёзное
заболевание, физический или умственный дефект, безвременная смерть, несчастье,
вызванное внешними факторами» [22, с. 30].
Более того, внутренний потенциал этих семей таков, что они могут выступать даже
добровольными помощниками социальных служб, работающих с семьями.
Семьи второго типа могут в большей степени нуждаться в социальной поддержке.
Однако из-за их «закрытости» для вне