Ви є тут

Архітектурно-композиційні прийоми мусульманських громадських будівель Криму XIII-XVIII ст.

Автор: 
Сапунова Марина Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U004231
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ III
ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРНО-КОМПОЗИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
КРЫМА XIII – XVIII вв.
С целью расширения представления о предмете исследования – архи-
тектурно-композиционных приемах мусульманских общественных зданий Крыма, в
разделе предпринимается попытка выявления эволюции этих прие- мов. Так,
применяя синхронный метод анализа, архитектурно-композицион- ные приемы
крымских мусульманских общественных зданий сравниваются с такими же приемами
общественных зданий сопредельных стран, имевших контакты с Крымом в разные
периоды истории как мусульманских, так и христианских. Поэтому интересно
проследить степень влияния сложившихся архитектурно-композиционных приемов
общественных зданий этих стран на архитектуру мусульманских общественных зданий
Крыма, используя син- хронный анализ. С другой стороны, применяя диахронный
анализ, появится возможность проследить динамику развития
архитектурно-композиционных приемов крымского мусульманского зодчества.
Эволюция тектонических приемов.
1 прием - прием выделения главного входа с помощью портала со сталактитовым
сводом.
Во всех ранних мусульманских сооружениях Крыма главный вход оформлялся в виде
портала. Начиная с Х в. портальные композиции почти одновременно появляются на
Среднем Востоке и в Закавказье. Они принад-лежали как сакральной (мечети,
христианские храмы), так и гражданской архитектуре (караван-сараи, медресе,
дворцы). Исследователи Среднего Востока разделяют это понятие в следующих
аспектах:
- портал, который входит в композицию главного фасада в качестве парадного
входа – пештак;
- портал дворовых фасадов в виде глубокой сводчатой ниши – айван. [85, с.25].
Исследователи средневекового зодчества Среднего Востока единодуш-ны в том, что
портал появился в результате выявления фасадности, выделения главного входа
сооружения. В Средней Азии, например, условиях уплотненной застройки городов,
со спутанной планировкой вызвала необхо-димость выделения в сооружении только
одного фасада (Мавзолей Мир-сеид Бахром (кон. Х –нач. ХI вв.)). Древнейший
пример существования пиштака как отдельной архитектурной формы мы видим в
Рабат-и Малике. Здесь портал имеет уже сложившуюся форму, где отношение
стрельчатой арки к прямоугольному обрамлению является основой в традиционной
форме пиштака для всего дальнейшего строительства. К Х1 в. установился
известный канон - ниша портала покрыта сводом или конхой, архивольты фасадной
арки упираются на колонны с базой и капителью. Арка заключена в прямоугольную
раму, тимпаны заполнены медальонами на фоне орнамента. Все вместе огибает с 3-х
сторон широкая орнаментальная или эпиграфи-ческая полоса. Формирование айвана
восходит к домусульманскому зодчест-ву. Его генезис не имеет на Среднем Востоке
какого-то единственного источ-ника возникновения и эволюции [92, с.54].
Исторические корни сводчатых айванов лежат в архитектуре древнего Двуречья –
конховая ниша открывала вход в жилища и общественные центры древнего
Пенджикента. Исследователи указывают ряд источников возникновения и эволюции
айванов. Как выявление фасадности в мечетях, парадный укрепленный вход в
караван-сараях, род полуоткрытого затемненного зала и летней аудитории в
мусульманских медресе. Вполне логичным кажется перенос идеи михраба для
выражения парадности в тех условиях какие сложились в Х1-Х11 вв. пиштака, когда
это могло способствовать отражению в архитектуре самоутверждения ислама как
опоры господствующих классов и местных государей. Общей генетической связью
между михрабом и пиштаком можно объяснить и типическую каноничность их формы,
оставшейся по существу неизменной с Х1 в, плоть до начала ХХ в. [92, с 56].
Несколько другую картину возникновения и эволюции порталов мож-
но наблюдать в зодчестве Закавказья, в частности в Армении. Генезис порта-лов
Армении также восходит к зодчеству Двуречья, но в другой его области –
государству Урарту, где сложились эллинистические традиции в зодчестве. Первые
порталы Армении (VI в.), также носят черты эллинизма, но уже к IХ-ХI вв.
появляется совершенно новое содержание, соответствующее духу эпохи. В этот
период на фоне прямой преемственности традиций налицо создание нового как в
композиции, так и в деталировке [40, с.83].
Как и в зодчестве Средней Азии, выделение главного входа в армянских храмах
было вызвано функциональной необходимостью, другой вход оставался служебным.
Порталы армянских храмов имели небольшой вынос, иногда были врезаны в толщу
стены. Генеральная линия развития армянских порталов была направлена к созданию
перспективной композиции со ступенчатым в плане размещением колонн. В целом
порталы Армении не получили столь монументальных самодавлеющих форм, как это
было в архитектуре Средней Азии. Наряду с традиционными архитектурными формами
в армянском зодчестве к концу ХII в. находит применение еще один тип портала с
глубокой входной сталактитовой нишей в виде ступенчатого свода. Этот тип не
получил широкого распространения в армянском зодчестве. Примеры показывают путь
проникновения сталактитов из стран с кирпичной архитектурой (Иран, Средняя
Азия) в архитектуру Армении. Сталактиты были мастерски переработаны армянскими
зодчими, применительно к каменному строительству (южный притвор церкви
апостолов в Ани кон. ХII в., монастырь Негуци – 1271г).
Таким образом, сплав вышеназванных морфологических элементов портальных
композиций Среднего Востока и Закавказья можно увидеть в архитектуре
государства Сельджукидов в Малой Азии. Как было замечено, генетически
сельджукское искусство Малой Азии восходит к зодчеству Закавказья, в частнос