Ви є тут

Ціннісні основи модернізації в сучасному суспільстві.

Автор: 
Хобта Світлана Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U004537
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Ценностно-культурные ориентиры проекта неомодернизации
Главным итогом пересмотра теории модернизации и сущностью ее современного
осмысления является признание важной роли культуры и ценностей в процессе
модернизации. Утверждение „социокультурной” модели модернизации означает, что
ценностная система определяет меру принятия изменений, успешность рецепции
инноваций и формы их модификации. Понятие „модернизация” в современных условиях
изменяет объем своего значения. В настоящее время оно означает не только
переход к модерному обществу, но и трансформацию в направлении информационного,
глобального общества. В дальнейшем изложении мы будем различать модернизацию
как переход к модерному типу общества и неомодернизацию как переход к
информационному, глобальному обществу. Под неомодернизацией мы, вслед за
У. Беком будем понимать не окончание модерна, а его трансформацию (Второй
модерн). Модернизация включает много аспектов, в том числе и модернизацию
ценностей. Задачей данного раздела является описание контуров ценностной
системы, формирующейся в современных условиях. В узкосоциологическом смысле
речь идет об особенностях современной культуры. Отметим, что в социологии, в
общепринятом понимании, под культурой в узком смысле этого слова понимают
„соответствующую определенной группе или общности систему коллективно принятых
ценностей, образцов и норм поведения, деятельности и общения”. В широком
понимании, культура – „специфическая, генетически ненаследуемая совокупность
способов, форм и ориентаций деятельности людей, их взаимодействия между собой и
внешней средой существования, которые продуцируются для поддержания структур и
процессов общественной жизни” [216]1 [1) [216] Соціологія: Навч. посібник / За
ред. С.О. Макєєва. – К.: Знання, 2000. – С. 127.]).
Ценности мы рассматриваем как объективные явления социальной жизни. Обоснование
объективности ценностей может быть разным [264]2 [2) [264] Хобта С.В.
Ценностный аспект социальной реальности // Сознание и социальная реальность.
Монография / Науч. ред. И.Ф. Кононов. – Луганск: Альма-матер, 2004. – С.
326-356.]). И. Кант, например, показал, что общезначимость ценностей как
объективных императивов не обязательно требует признания объективности самих
ценностей [94]3 [3) [94] Кант И. Критика практического разума // Сочинения: В 6
т. – М.: Мысль, 1965. – Т.4.,ч.1. – 544 с.]). В нашем понимании ценности –
социокультурные феномены, возникающие в результате общественной деятельности и
имеющие объективную природу. Ценностная система включает социальные и
личностные ценности. Социальные ценности – это фундаментальные принципы
взаимодействия, обеспечивающие целостность социальной системы. В процессе
социализации они интериоризируются индивидами, подвергаются интерпретации,
наделяются субъективной значимостью и затем функционируют в качестве личностных
ценностей. И социальные, и личностные ценности подвергаются в процессе
модернизации изменению. В силу того, что социальные ценности являются первичным
условием формирования ценностей личностных [267]4 [4) [267] Человек и его
работа. Социологическое исследование. – М.: Мысль, 1967. – С. 239.]), являются
„фабрикой по производству смыслов” и значений [21]5 [5) [21] Бауман З.
Индивидуализированное общество: Пер. с англ. – М.: Логос, 2002. – С. 5.]),
начнем рассмотрение современной ценностной системы именно с них.
Как любая система, общество не может существовать, не удовлетворяя собственные
потребности. По определению В. Хмелько, потребность какой-либо системы есть
„зависимость процессов ее функционирования и развития как целого от
определенных процессов взаимодействий с внешней средой или внутри самой
системы” [256]1 [1) [256] Хмелько В.Е. Социальная направленность личности:
некоторые вопросы теории и методики социологического исследования. – К.:
Политиздат Украины, 1988. – С. 15.]). Потребности – объективные предпосылки
функционирования и развития системы. Без их удовлетворения система прекращает
существование. Но социальная целостность отличается отсутствием жесткого
детерминизма. Формы, в которых осуществляется удовлетворение потребностей, не
заданы. Ценности являются проектами удовлетворения общественных потребностей.
„Ценностями являются не сами потребности и не предметы внешнего мира, которые
могут удовлетворять эти потребности, а проекты их удовлетворения” [111]2 [2)
[111] Кононов И.Ф. Ценностная интерпретация действительности на региональном
уровне (пример Донбасса) // Грани. – 2003. – №1. – С. 8.]). Они возникают в
результате объективного практического взаимоотношения объекта (природа,
общество) и субъекта (общество, индивид). Такое понимание субъект-объектных
отношений исключает полное заключение ценностей в свойствах предмета, как
рассматривает субъект-объектные отношения, например В. Тугаринов [235]3 [3)
[235] Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. ? Из-во Ленинградского
университета, 1968. ? С. 43.]). Отличны ценности и от оценки как отношения
субъективно-объективного [см. 222]4 [4) [222] Столович Л.Н. Об общечеловеческих
ценностях // Вопросы философии. – 2004. – №7 – С. 86-97.]).
Ценности не являются продуктами индивидуального сознания и не выводимы из
интересов и потребностей. Они локализованы на уровне целостности и являются
надындивидуальными образованиями, в которых заключены телеономные качества
социальной целостности. Как проекты основ существования общества ценности
являются необходимыми элементами социальной онтологии. Любая онтология всегда
вырабатывает свою телеономию на сохранение.