Ви є тут

Становлення і розвиток вищої педагогічної освіти в Ізраїлі.

Автор: 
Дреєрман Марк Григорович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
3407U005003
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗРАИЛЯ В НАЧАЛЕ XXI
СТОЛЕТИЯ
2.1. Концептуальные основы современной системы высшего педагогического
образования Израиля
Для того, чтобы понять основные концептуальные принципы построения и развития
современной системы высшего педагогического образования в Израиле,
основывающийся на устойчивых национальных традициях, необходимо осмыслить
некоторые исторические особенности становления государственности и нации,
которые имеют непосредственное воздействие на просвещение и образование
еврейского народа.
В истории древних цивилизаций Востока становление религиозного принципа
единобожия было решающим фактором в развитии культуры. Это было связано с
возникновением новых нравственных представлений. Многие дошедшие до нас
источники свидетельствуют о трудностях при определении критериев Добра и Зла, с
которыми сталкивались народы того времени. Древние евреи были выходцами из
семитских кочевых племен, поселившихся в Месопотамии во времена Шумера. Позже
некоторые из этих племен перекочевали в Египет, где были порабощены египтянами.
Именно в этот период, как гласит предание, иудейский бог Яхве заключил с этим
угнетенным народом договор, и Моисей (Моше) был избран тем посредником, через
которого Яхве говорил с еврейским народом. За свои благодеяния Яхве потребовал
исполнения всеми его воли. В Ветхом завете описаны и чудесное спасение
еврейского народа из рабства, и жестокая кара, выпавшая на долю поработителей,
и мистические явления, и, возможно, реальные исторические события. Мистицизм и
история не разделимы в древних источниках. Установить истинное происхождение
десяти нравственных заповедей, якобы врученных Моисею на Синайской горе самим
Яхве, вряд ли кто-нибудь возьмется. Но в данном случае это не важно. Важно то,
что была прочерчена граница между Добром и Злом. Вместе с единобожием в
древнееврейской религии появилась еще одна особенность. Яхве считался властным
над всеми народами и их богами, но избрал для попечительства только иудейский.
Религиозное и национальное в самосознании иудеев стали неразрывно связаны между
собой.
После бегства из Египта древнееврейские племена дошли до страны Ханаан
(Палестина) и создали государство Израиль, от которого в 925 г. До н.э.
образовалась Иудея как самостоятельное царство. В 722 г. До н.э. ассирийский
царь Саргон II разрушил Самарию – столицу Израиля, пленил израильский народ и
увел в Ассирию значительную его часть. В итоге израильский народ прекратил свое
существование. В 586 г. До н.э. Навуходоносор II захватил последний оплот
иудеев – Иерусалим и увел пленников в Вавилонию. По преданию, именно в этот
период произошло переосмысление иудеями своей судьбы. У них возобладала идея
необходимости вымаливать прощение и свободу у всесильного Яхве. Многочисленные
пророки в этот период стали как бы учителями своего народа. В 538 г. До н.э.
иранский царь Кир II отпустил еврейский народ на свободу. Столь сложные
исторические перипетии, а также мистицизм сознания древних евреев отразились на
их отношении к воспитанию, которое можно охарактеризовать как
религиозно-национальное явление, где оба начала были единым целым. Продолжение
рода приобрело для этого народа особый духовный смысл, и школа стала почитаться
наравне с храмом. Если поселение было мало и не было возможности построить
школу, то дети учились в синагоге, молитвенном доме. Учитель, чаще всего
проповедник, денег за свой труд не получал, так как считалось, что слова
Библии, особенно Торы (Пятикнижия), даны народу Богом бесплатно, а значит, и
передаваться детям тоже должно бесплатно. Уважение к учителю воспитывалось в
семье задолго до поступления детей в школу. Древняя мудрость гласила: «Если ты
увидел, что отец твой и учитель твой споткнулись одновременно, то первому руку
подай учителю своему», хотя отец в семье почитался как абсолютный господин [41,
с. 30].
Школьное воспитание и обучение чаще всего было трехступенчатым. Иудеи создали
свою систему письменности, и на первой ступени обучения дети должны были
овладеть основами чтения и письма, сохранившегося в своей основе до наших дней,
а также счетом. В начальной школе учитель и ученики сидели на полу,
демонстрируя своей равенство перед Богом, когда же старшие дети получали
возможность включаться в дискуссию, учитель садился на некоторое возвышение.
Тора и Талмуд – свод религиозно-этических и правовых догм иудаизма, а также
толкование Торы – служили главными предметами школьного изучения на второй
ступени обучения. Тору заучивали почти наизусть, развивая память, которая
считалась у древних иудеев важнейшим свойством ума. В процессе этих занятий
дети учились рассуждать и излагать прочитанное и заученное. Третий этап
обучения был связан с подготовкой к будущей профессиональной деятельности.
Поскольку профессия чаще всего передавалась мальчику по наследству, отец
выполнял и роль учителя. Девочек также знакомили с Торой и письмом, но в
меньшем объеме. Знания эти были необходимы для соблюдения строгих и сложных
традиций при ведении домашнего хозяйства. Идеалом женщины считались мать и
примерная жена. Содержание древнееврейского образования было весьма скудным с
точки зрения овладения детьми практическими знаниями. Народ, избранный Богом,
не должен смешиваться с другими народами. Это положение считалось важнейшей
ценностью в древнееврейском воспитании. Чистота души, чистота крови, чистота
пищи и чистота тела считались путями к спасению, а достижение этих идеалов
являлось сутью всего древнееврейского воспитания, на что была ориентирована и
деятельность шк