Ви є тут

Феномен планетарної свідомості: філософсько-антропологічний аспект

Автор: 
Беттельгейзе Даанж Дмитрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U000477
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПЛАНЕТАРНОЕ СОЗНАНИЕ КАК МЕТАМОРФОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
(к проблеме формирования планетарного сообщества)
2.1 НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА КАК ПРОЕКЦИЯ БУДУЩЕГО.
На развитие сознания среди прочих факторов мощное воздействие оказывает
расширение пространственных представлений человека об окружающем его мире
(вспомним, например, коперниканский переворот в космологии или открытие
Америки). Начатое в ХХ веке осмысление человеком космического пространства не
могло не оказать воздействия как на общественное, так и на индивидуальное
сознание. Космос с открывающимися перспективами освоения близких и далёких
миров, поиском неземных цивилизаций и возможных форм разумных существ
путешествий во времени и т.п., - всё это обострило интерес к будущему. Жанр
научной фантастики позволил смоделировать на страницах литературных
произведений многие ситуации будущего, в частности представления о
надиндивидуальных (общечеловеческих, планетарных) формах сознания. ХХ век
запечатлелся в общественном сознании именно как век научно-технических
революций (радио, телефон, телевидение, атомная энергия, космические полёты,
Интернет, расшифровка ДНК, клонирование и нанотехнологии). Всё это неизмеримо
расширило границы человеческих возможностей и человеческого воображения и
послужило мощной основой для плодотворного развития научной фантастики. И в
самом деле, в своих наиболее значимых произведениях научная фантастика
сосредоточила внимание на важнейших философских аспектах как современности, так
и будущего человечества: близкие и отдалённые последствия научно-технической
революции, освоение космоса, проблема контакта с внеземным разумом,
экологические катастрофы, сложность человеческой психики и
42
сознания, тема бессмертия, возможность создания искусственного разума и
клонирования человека и т. д. Практически все наиболее значимые научные
фантасты в той или иной мере причастны к постановке и осмыслению указанных выше
проблем. В целом этот взлёт научной фантастики, особенно характерный для
середины ХХ века, правомерно рассматривать как реакцию сознания на бурное
развитие науки и техники, запечатлевшейся в аббревиатуре НТР. Космос выступает
в данном случае как метафора, причём метафора заложена, по сути, в самом
основании научной фантастики, являющей собой художественную модель
проектирования развития (эволюции) человека (и человечества в целом) в
направлении космической экспансии, модель, сопряжённую с идеей о том, что
Человек и Космос неразрывно связаны.
На первый взгляд, космос является всего лишь неотъемлемой частью поэтики
научной фантастики, но при более пристальном рассмотрении приходит понимание,
что космос в научной фантастики - потребность самого сознания, стремящегося к
постижению пределов человеческого потенциала, к новым открывающимся проекциям
мироздания.
Научная фантастика одной из первых предприняла попытку
художественно-философского осмысления процессов, связанных с освоением других
планет, развитием роботехники и искусственным интеллектом. В ней проецирование
сознания за пределы земного круга в космическое пространство явило собой виток
эволюции сознания – его экстраполяции в будущее, в новые миры, в новые сферы.
Тема космической экспансии таким образом, предстаёт и как прямое выражение
извечной мечты человечества о путешествиях за пределы земного круга (сказочный
ковёр- самолёт, античные истории о полётах на Луну и даже к Солнцу – «Правдивая
история» Лукиана), и как проекция возможностей современных технологий, и, в
известной мере вследствие этого как метафора расширяющегося человеческого
сознания.
43
Однако следует отметить, что космическая экспансия рассматривается как в
катастрофически-пессимистическом, так и в оптимистическом направлениях. Техника
для упреждения, захвата, завоевания, будучи развитой, становится источником
страхов и ужасов. Моделируемая в научной фантастики произведениях угроза,
исходящая из Космоса, естественно, явилась реакцией сознания на страх перед
технологиями, которые несли с собой не только надежду на улучшение жизни, но и
продемонстрировали сокрушающую мощь, перед которой человечество оказывалось
бессильным.
Гипотетическая возможность угрозы, исходящая от внеземных цивилизаций заявила о
себе уже в начале ХХ века (Уэллс «Война миров», Дж. Кэмпбелл «Нечто»,
А.Ван-Вогт «Чудовище») и тогда же появилась тема реальной разрушительной
способности земных технологий (Уэллс «Машина времени» и «Остров доктора Моро»,
Дж.Кэмпбелл «Сумерки»).
Оптимистичная линия, для которой характерна вера в позитивный результат
развития технологий наибольшее раскрытие получила в творчестве Айзека Азимова
или, например, в лучшем рассказе Раймонда Джоунса «Уровень шума».
В целом же идеи космической экспансии как материализация воплощения новой фазы
эволюции сознания в той или иной мере практически коснулись все представители
НФ, но наиболее продуктивно эта тема разработана (и именно в контексте данной
темы) в творчестве Г.Уэллса, Д.Кэмпбелла, А. Ван Вогта, Г.Каттнера, А. Азимова,
Р.Брэдбери, Р.Джоунса, А.Кларка и Ф.Саберхагена.
Новые технологии, широко раздвинувшие физические горизонты мироздания, с
неизбежностью поставили перед человеком и вопрос о месте человека в этом
непомерно развернувшемся мире, о соотношении его
индивидуально-ментально-телесных возможностей с новой реальностью.
Экспансия на другие планеты неминуемо должна была выйти на проблему
телесно-физиологических возможностей человека (как личности, так и
индивидуума).
44
Трансформация человеческого сознания и, соотв