Ви є тут

Інтеграція педагогічної підготовки майбутніх вихователів дошкільних закладів і вчителів початкових класів.

Автор: 
Прокоф\'єва Марина Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U001310
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНТЕГРАТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

2.1. Педагогические условия оптимизации интеграционных процессов в подготовке воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов

Успешное формирование готовности будущего воспитателя дошкольных учреждений - учителя начальной школы к интегративной деятельности предполагает разработку и реализацию педагогических условий, которые основываются на дидактических принципах, представляют собой определенный набор требований к процессу обучения, способствуют усвоению интегративной суммы знаний, умений и навыков и являются неотъемлемым компонентом моделирования целостного педагогического процесса. Обоснование необходимого и достаточного комплекса педагогических условий при обучении студентов в условиях двойной специальности осуществлялось с учетом следующих факторов:
- современных требований, предъявляемых к подготовке специалистов в области начального и дошкольного образования;
- противоречий, существующих в системе высшего педагогического образования;
- этапов и задач построения целостного педагогического процесса.
Анализируя противоречия, которые сложились в высшей школе в связи с политикой модернизации и гуманитаризации учебного процесса, можно сделать вывод о том, что в системе профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов отсутствует единая методология. Это порождает проблему обеспечения преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Появляется необходимость в определении содержания, места и роли педагогических условий профессиональной подготовки студентов по двойной специальности. Педагогический процесс в вузе должен создавать условия для формирования студента как активного, творческого участника организации и управления своей учебной работой и будущей профессиональной деятельностью. Организация и осуществление педагогического процесса должны помочь в решении следующих, по мнению С.И. Архангельского [16, с. 317], вопросов:
- как научить студентов самостоятельно находить научную и прикладную информацию;
- как формировать знания на основе многообразной информации в достаточно строгую и стройную научную систему;
- как научить оперативно и творчески применять знания для расширения и приобретения новых знаний, для решения многообразных прикладных задач;
- каким образом и в решении каких задач устанавливать связи изучаемого предмета с другими предметами и видами обучения;
- каким образом и где наиболее оптимально применять знания различных предметов в учебной и творческой профессиональной деятельности;
- каким образом наиболее рационально сочетать приобретение научных знаний с формированием материалистического мировоззрения;
- как научить студентов соединять учебную деятельность с научным поиском и решением задач развития соответствующей производственной области;
- как научить анализировать, наблюдать, обобщать факты и явления и прогнозировать появление новых направлений и тенденций;
- каким образом выявлять и направлять развитие индивидуальной творческой одаренности студентов.
Ответить на эти и аналогичные вопросы возможно, если планирование, организация и осуществление учебного процесса будут проходить при условии реализации комплекса педагогических условий, призванных оптимизировать существующие в теории и практике подходы, технологии, методы профессиональной подготовки специалистов в вузе.
Как уже отмечалось, деятельность студента как субъекта педагогического процесса характеризуется своей направленностью на достижение конкретных целей обучения. В этой связи можно сделать предположение о том, что условия интенсификации процесса обучения должны быть направлены на совершенствование направленности учебного процесса, содержания изучаемых дисциплин и процесса их усвоения. В соответствии с этим положением в ходе исследования были условно выделены и описаны педагогические условия интегративной профессионально-педагогической подготовки будущего воспитателя дошкольных учреждений - учителя начальных классов.
Педагогические условия характеризуются рациональным и научно-обоснованным отбором учебной информации, ее структурированием, обеспечением межпредметных связей, разработкой, внедрением и корректировкой учебных курсов, их наполнение информацией, направленной на формирование потребностей в интегративной деятельности. Они направлены на определение логики изучения отдельных учебных дисциплин, соотнесение методов, форм, средств изучения психолого-педагогических и методических курсов с конкретным содержанием и включают трансформирование приемов учебной работы в интегративные умения, а также системное использование инновационных технологий обучения студентов, способствующих интеграции учебно-познавательной и профессионально-педагогической деятельности.
Соотнесение трех основных аспектов профессиональной педагогической подготовки: современных требований, предъявляемых к выпускникам; противоречий, вытекающих из объективных условий обучения по двойной специальности; особенностей преподавания психолого-педагогических и методических дисциплин и определили необходимость разработки педагогических условий (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Анализ современных требований и противоречий при разработке педагогических условий интегративной подготовки будущего воспитателя дошкольных учреждений - учителя начальных классов

Современные требованияПротиворечияЭтапы и задачиПедагогические условияФормирование у студентов личностно значимого отношения к будущей деятельности в качестве воспитателя дошкольных учреждений - учителя начальных классовМежду объективными требованиями практики к личности воспитателя дошкольного учреждения и учителя начальных классов
и отсутствием целостной программы его личностно-профессионального развитияМотивационный этап
Задачи:
- фор