Ви є тут

Етика бізнесу: соціально-філософський аспект

Автор: 
Алоні Гаді
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U002100
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ III
МОРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-КУЛЬТУРЫ

3.1. Нравственный аспект "философии управления" в бизнесе

Одна из центральных проблем в деле формирования отечественного цивилизованного, социо-морально ответственного предпринимательства - профессиональная подготовка, в том числе и этическая. Среди мер, предпринимаемых компаниями для повышения этического уровня сотрудников, большим успехом пользуется, в частности, обучение этическому поведению руководителей и рядовых сотрудников. С начала 90-х гг. прошлого столетия и по сей день, этика бизнеса массово принимается учебными заведениями разного уровня (начиная от курсов и заканчивая крупнейшими вузами как предмет, обязательный для изучения при подготовке экономистов, менеджеров, специалистов в области управления общественными организациями и государственной службы). Социо-моральная пропедевтика, наука воспитания предпринимателя нового типа структурно подчинена праксеологическим функциям бизнеса, она обеспечивает решение целого ряда задач развития профессионализма людей "делового круга". Именно таким людям предстоит обеспечивать жизненность инновационной управленческой парадигмы XXI века. И главное в ней - безусловное признание в качестве доминанты в ней приоритета социальных, духовных, моральных ценностей человеческой жизни. Согласно этой парадигмы "экономический" человек должен уступить место человеку "социальному", духовно-творческому [64, С. 45-57]. Такая творческая, созидательная личность соответствует новым реалиям, ее требованиям.
На исторической сцене XXI столетия возник новый мирохозяйственный порядок - неоэкономика. Среди ее смысловых критериев видное место занимают правовой и этический. При этом: "в балансе этики и права как базовых регуляторов экономических взаимоотношений право начинает уступать свое легитимное первенство этике" [16, С. 55-72]. Примечательно, что именно экономисты утверждают, что любая трансформируемая или же модернизируемая экономика должна создавать также этическую инфраструктуру, в которой бы согласовано действовали экономические институты, включающие новые формы предпринимательства и системы моральных ценностей, адекватных требованиям времени. Этизация экономического сознания - одна из заметных тенденций нашего времени, и одной из ее проявлений выступает связь деонтологической нормативной этики с организацией экономики рыночного типа. Этическая политэкономика - достаточно обширное понятие, оно охватывает вопросы дистрибуторских взаимоотношений, рекламных стандартов, ценообразования, обслуживания клиентов. Тезис об усилении приоритета этического начала в экономической деятельности ее субъектов образует одно из ключевых положений современной "философии управления". Специалисты по теории и практике управления подчеркивают, что современная организационная культура или "философия управления" включает в себя три составных элемента: определение основной цели предприятия (миссия организации как определителя главных ориентиров), уяснение принципов деятельности (базовые цели и виды деятельности), разработка кодексов поведения. Последнему элементу отводится особая роль в деле создания атмосферы благожелательности и доверия, корректного проявления соперничества, что, в своей совокупности содействует развитию "человеческого потенциала", обеспечивает успех дела. Теоретики "человеческих отношений" в деятельности бизнес-структур также отмечают большую роль морального начала, которое призвано обеспечить нормальный, лояльный климат в коллективе, взаимовыгодное сотрудничество. Ключевым понятием, определяющим нравственный уровень культуры организации, выступает такая этическая ценность, как "честность" (honesty). Об этом пишут Б. Виктор и Дж. Гулен в работе "Теория и показатель этического климата в организациях" (1987), К. Мэрфи - "Честность на работе" - (1993) и многие другие. Одной из основных категорий философии управления в сфере бизнеса выступает свобода (liberty). Об этом, кстати, убедительно свидетельствуют работы видных представителей экономической науки. "Свобода - не одно из многих взаимозаменяемых и взаиморасчетных благ" - пишет П. Козловски. Свобода, полагает он это "нравственность в действительности" [75]. Свобода в данном случае понимается как возможность непринужденной деятельности, как ее определяющее условие. Поэтому рынок и свобода (мораль) должны согласовываться. "Рыночную конкурентную экономику - подчеркивает Козловски - следует рассматривать как оптимальную форму общественной организации только в том случае, если она в равной мере способствует эффективности и свободе действия" [75].
Положение об учете общезначимых целей и ценностей как обязательном требовании предпринимательства прочно вошло в программы экономической подготовки профессионалов делового оборота в большинстве развитых стран. Рассматривая эту проблему с учетом демократических критериев П. Бернгольц и Ф. Браер приходят к выводу, что главные достоинства свободы - возможность влиять на принятие всех решений, которые относятся к человеку, и при этом быть свободным, по-настоящему проявляются только тогда, когда они наполняются реальным социальным содержанием: благополучие, социальные гарантии, "общественные товары" - блага, которые доступны всем. "Политическая экономия обязана учитывать межлюдские, общественные аспекты хозяйствования и выяснять их значение" [17]. В соответствии с исследовательскими задачами диссертации отметим то, что в образовательной работе с современными бизнесменами все более настойчиво подчеркивается необходимость опоры на духовный, прежде всего моральный элемент. К "философии управления" с ее констатацией возрастающей роли моральных ценностей в организационной бизнес-культуре активно подключаются другие образовательные науки и дисциплины. В том числе философская антропология, акцентирующая значение человеческой индивидуальности личностного начала в определении содержания философии и практики управления. "Сегодня в управленческой науке выдвигается и всесторонне обосновываетс