Ви є тут

Сміхова культура України в контексті сучасних трансформаційних процесів

Автор: 
Панкова Людмила Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U002607
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА ІІ
ЭВОЛЮЦИЯ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
2.1 Основные тенденции развития смеховой культуры в истории европейского общества. Наряду с выявлением универсальных характеристик, целостное изучение функционирования смеховой культуры в обществе, предполагает также рассмотрение её конкретно-исторических, социально обусловленных проявлений.
Современная украинская смеховая культура несёт на себе отпечаток языческой смеховой традиции, христианской культуры (как католической, так и православной), а также - советской идеологии. Современные социокультурные факторы развития украинского общества также накладывают свой отпечаток на состояние смеховой культуры. Смеховая культура в современном украинском обществе, таким образом, представляет собой сложное образование, осмыслить сущность которого невозможно, не проанализировав основные вехи её исторического развития. Кроме того, для изучения непосредственно украинской смеховой культуры, необходимо рассмотреть широкий социокультурный и исторический контекст, под влиянием которого складывалась смеховая культура на украинских территориях.
Богатый и интересный материал, иллюстрирующий начальный этап развития европейской смеховой культуры, даёт нам эпоха античности. В смеховой культуре античности можно выделить два обширных и чрезвычайно значимых пласта: 1) ритуально-магический, восходящий к языческим верованиям, и соответствующий психофизиологическому уровню смеха, и 2) философско-эстетический, связанный с рациональным осмыслением категории комического.
В ранних верованиях разных народов, относящихся к родовому строю, присутствуют представления о способности смеха пробуждать жизненные силы природы. Не является исключением и древнегреческая мифология. В качестве примера можно вспомнить эпизод из мифа о Деметре, богине плодородия, и её дочери Персефоне. После похищения Персефоны богом подземного царства Аидом, Деметра, охваченная горем, перестаёт смеяться. От горя богини плодородия на земле прекращается произрастание трав и злаков. Тогда служанка Ямба совершает непристойный жест и тем заставляет богиню смеяться. Со смехом богини природа вновь оживает, на землю возвращается весна. Этот миф отражает структуру природного земледельческого цикла, а фаллические мотивы символизируют пробуждение жизненных сил природы. Особая роль в таком пробуждении отводилась смеху. "Фаллические процессии античности возбуждали всеобщий смех и веселье, и этот смех и все, что с ним связано и чем он вызван, должно было воздействовать на урожай" [153, с.162]. Этот универсальный земледельческий сюжет в полной мере отражает обрядовую сущность архаического смеха. На этапе господства мифологического мышления внешние формы реализации смеховой культуры наиболее адекватны её медиаторной сущности.
По мере развития общества и усложнения культурной символики на основе буквального смехового отношения к миру начинает складываться более сложная, смысловая форма смехового освоения действительности. Смех неизменно попадал в орбиту античной философии, поскольку представлял собой не только объект теоретизирования, но и определённый вид эмоционально-ценностного мировосприятия античных философов.
Многие античные философы выступали не только как теоретики, анализирующие категорию "смех", но и как практикующие представители смеховой культуры. Подобным образом они демонстрировали, что мудрость и смех вполне могут сочетаться. Не случайно Демокрит, который, по свидетельству многих древних авторов, был не только теоретиком смеха (хотя до нашего времени его труды по этой проблеме не дошли), но и "практиком". Цицерон говорил о том, что "прежде всего, что такое самый смех, каким образом он возбуждается...увидел бы Демокрит". "Демокрит имел обыкновение непрестанным смехом приводить в движение свои лёгкие; тогда также он находит причину смеха для всего случающегося с людьми" [66, с.216]. Демокрит "всё смеялся, считая достойными смеха все человеческие дела" [188, с.23]. Дошедшие до нашего времени фрагменты трудов Демокрита также свидетельствуют о его остроумии. Так, "на вопрос, почему он, будучи высокого роста, взял себе жену очень низкого роста, Демокрит ответил: "Из всех зол я выбрал наименьшее"" [66, 213].
Можно сказать, что вся античная философия, так ли иначе, пронизана юмором. Даже философия Гераклита, которого как "плачущего" противопоставляли "смеющемуся" Демокриту, не была лишена юмора, хотя и весьма горького. "Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь", - говорил он [68, 226]. Дошедшие до нашего времени фрагменты сочинений Гераклита необычайно парадоксально остроумны и, подчас, ироничны. Весьма остроумны и афоризмы софистов. А сократовская ирония, которая была присуща и Платону, стала уже легендарной. Поистине искромётны афоризмы ученика Сократа Антисфена, который высмеивая афинян, гордившихся чистотой крови, "заявлял, что они ничуть не родовитее улиток или кузнечиков". Это он советовал афинянам принять постановление: "считать ослов конями". Когда афиняне сочли этот совет нелепостью, Антисфен заметил: "А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей полководцев" [68, с.324-236].
Философия и жизнь киников также породила множество литературно-исторических анекдотов. Ученик Антисфена - киник Диоген Синопский прославился не только тем, что жил в бочке, но и своей находчивостью в ответах. "Когда он грелся на солнце в Крании, - рассказывает Диоген Лаэртский, - Александр (Македонский), остановившись над ним, сказал: "Попроси у меня, чего хочешь"; Диоген отвечал: "Не заслоняй мне солнца"" [68, с.245-246].
Следует также отметить, что в античности смех был действенным средством полемики с философами-оппонентами. В связи с этим Диоген Лаэртский приводит такой эпизод полемики между Платоном и Диогеном Синопским: "Когда Платон рассуждал об идеях и изобретал названия для "стольности" и "чашности", Диоген сказал: "А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу". А тот: "И понятно: чтобы видеть стол и