Ви є тут

Виховання самостіності дошкільників в образотворчій діяльності (на матеріалі аплікації).

Автор: 
Удіна Олена Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U002920
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на материале аппликации)

Опытно-педагогическая работа проводилась в период с 2004 по 2007 год. Разработка констатирующего эксперимента, его проведение, анализ данных и описание проходили в 2004-2005 году; 2005- 2006 год были посвящены разработке индивидуальных коррекционных программ, проведению формирующего и контрольного этапа исследования; 2007 год был посвящен анализу и обработке материалов, формулировке выводов, разработке методических рекомендаций для педагогов по воспитанию самостоятельности в изобразительной деятельности (на материале аппликации).
В эксперименте приняли участие 330 человек: 180 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) из дошкольных учебных учреждений № 68, № 93 г.Севастополя, № 2, 41, 55 г.Ровно, и 150 педагогов из экспериментальных дошкольных учреждений, а также педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации при Севастопольском институте последипломного образования. В ходе эксперимента были определена база экспериментального исследования, представленная в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Экспериментальная база изучения самостоятельности старших дошкольников в аппликационной деятельности
Пол детей (кол-во)Возраст
испытуемыхВедущая рукаКоличество детей мальч.
(76)дев.
(104)5-6 лет6-7 летправая рукалевая рукапосещают д\у с раннего возрастаПосещают д/у один годперешли из других д/у Всего: 180114661746156195
В процессе изучения учитывались половые признаки детей, в связи с тем, что это могло отразиться на тематике детских работ; а также возраст испытуемых и длительность посещения ребенком дошкольного учреждения, так как это также существенно могло повлиять на сформированнность ручных умений, что являлось неотъемлемой частью проявления самостоятельности в деятельности. Ведущая рука свидетельствовала об особенностях проявления детьми самостоятельности.
Объем выборки педагогов дошкольных учреждений, принимающих участие в анкетировании, включал 150 педагогических работников (воспитателей, методистов, заведующих).
Кроме того, мы сочли целесообразным изучить материальную базу экспериментальных дошкольных учреждений (наличие уголка самостоятельной художественной деятельности, количество рабочих мест в нем, его привлекательность, расположение, рациональность), а также доступность материалов и инструментов, необходимых для осуществления аппликационной деятельности и проявлений самостоятельности - специальная полочка, тумба, или стол и т.д., а также наличие разной фактуры бумаги (цветной, глянцевой, бархатной, салфеток, папиросной и др.), ножниц по количеству детей в группе, ножниц для леворуких детей, разные виды клея, природный материал и организацию предметно- пространственной среды для осуществления самостоятельной художественной деятельности.
2.1. Анализ уровней самостоятельности у старших дошкольников в изобразительной деятельности

Целью опытно-педагогического изучения было определение уровней самостоятельности у старших дошкольников в изобразительной деятельности (на материале аппликации) и факторов, их определяющих.
В соответствии с целью задачами констатирующего эксперимента были:
1) разработка критериев, показателей, уровневых характеристик самостоятельности старших дошкольников в аппликационной деятельности;
2) определение исходного уровня самостоятельности старших дошкольников в изобразительной (аппликационной) деятельности;
3) определение организационно-педагогических основ, обеспечивающих эффективное воспитание самостоятельности у старших дошкольников в аппликационной деятельности.
Организация и проведение констатирующего эксперимента. Констатирующий эксперимент включал диагностический срез определения исходных уровней самостоятельности в изобразительной деятельности у детей пятого года жизни (средний дошкольный возраст) и проводился он в конце учебного года в апреле-мае 2005 года.
В конце констатирующего эксперимента были разработаны организационно-педагогические основы, которые обеспечивали эффективность воспитания самостоятельности у старших дошкольников. Схема констатирующего эксперимента представлена на рисунке 2.1 (см. ниже).
Исследование осуществлялось с помощью специально подобранных методов: наблюдений за самостоятельностью старших дошкольников на занятиях и в процессе самостоятельной художественной деятельности, индивидуальных бесед с детьми в ходе выполнения игровых заданий, анализа продуктов аппликационной деятельности, анкетирования дошкольных работников, анализа планов образовательной работы и занятий по аппликации, а также анализа предметно-пространственной среды. Метод наблюдения был использован для изучения исходного уровня самостоятельности детей и для изучения характера организации и руководства педагогами аппликационной деятельности, определения стиля взаимодействия педагога с детьми. Метод беседы позволял выявить мотивацию к аппликации, способность к целеполаганию и планированию своих действий для получения результата. Метод анализа продуктов аппликационной деятельности способствовал выявлению навыков самоконтроля и самооценки, и педагогической оценки. Метод анкетирования педагогов позволял выяснить понимание педагогами понятия самостоятельность, выявление форм и методов ее воспитания.
СХЕМА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Рис.2.1. Схема констатирующего эксперимента
Не менее важными были: анализ занятий с детьми по аппликации, самостоятельной художественной деятельности, планов воспитательно-образовательной работы, предметно-пространственной среды, так как позволяли выявить формы и методы организации самостоятельной деятельности в старшем дошкольном возрасте, определить стиль взаимоотношений педагогов с детьми, условия для осуществления самостоятельной деятельности детей.
Для определения самостоятельности до