Ви є тут

Звукозображальна лексика кримськотатарської мови.

Автор: 
Аджімуратова Зарема Наріманівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U002945
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ТИПОЛОГИЯ ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ СЛОВ. ЭТИМОЛОГИЯ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В КРЫМСКОТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ
2.1. Звукоподражание с психологической точки зрения
При изучении фонетических и семантических особенностей звукоподражательных слов лингвисты чаще всего ограничиваются их выделением в качестве результата подражания различным звукам окружающего мира или указанием на их способность выражать образное представление о состоянии предмета, о его внешнем виде, характере движения и так далее.
Вместе с тем подражательные слова, их природу трудно объяснить только фонетическими, семантическими и лексикологическими методами исследования. Связь подражательных слов с онтогенезом основана на психологических особенностях приматов в процессе их эволюции.
В психологии вообще и палеопсихологии в частности при изучении подражания или имитации данную реактивную способность живого организма, прежде всего рассматривают как особый вид взаимоотношений двух или нескольких индивидов.
По мнению Л. Г. Воронина, подражание играет существенную роль при выработке положительного условного рефлекса у вожака низших обезьян в присутствии других себе подобных, а также при развитии мимико-жестикуляционной сигнализации в случае привыкания к новым условиям. У обезьян ряд врожденных рефлексов вскоре после рождения проявляется именно в силу подражания взрослым, то есть имитирование ранее еще никогда не производившегося действия как бы "открывает" врожденный рефлекс [28, 75].
В. А. Кряжев считает, что подражание или подражательные рефлексы животных обычно выражаются в повторении одним животным сложных поведенческих реакций, отдельных движений и различных действий, производимых другим животным. Рефлекторный акт одного животного является специфическим сигналом, вызывающим специфическую реакцию другого животного [115: 62, 63, 224].
Подражание, или имитацию, психологи рассматривают как безусловный рефлекс, при этом рефлекс особого рода, эволюционно очень древний, то есть присущий уже относительно низким этажам развития головного мозга и животного царства [218].
Безусловные рефлексы (проявления древнего инстинкта) можно разделить на зрительно-двигательную и слухо-вокативную имитации, основанные соответственно на зрительном и слуховом восприятии движения или звука. "Из двух видов имитативности - двигательной (зрительной) и вокативной (слуховой), последняя выражена у шимпанзе и других антропоидов слабее, чем первая. Впрочем,<...> работы Фирсова, Казаровицкого, а также Йерксов и других показали известные возможности слухо-вокативной имитации, явно большие, чем у низших обезьян. Зрительно-двигательная имитативность у антропоидов необычайно высока" [154, 64].
В сущности, подражательный рефлекс исходит из наследственной готовности организма для конкретного действия. В. С. Мухина считает, что любое животное может подражать лишь тому, что отвечает его природе [154, 64]. Данный вывод, будучи вполне обоснованным в плане логики психологических исследований животного мира, еще не объясняет природы, причины самого явления. Можно предположить, что само подражание в плане причинности появления и конкретного функционирования является необходимым для животного свойством, в процессе эволюции, способствующее его приспособлению к окружающей среде.
Подражание, или имитация, являясь способом закрепления, обобщения отраженной объективной действительности, представляет собой форму производства реальности и конкретности для общения индивидуумов, коллектива, общества на первоначальном этапе его развития. Значит, не к первоначальному этапу можно отнести слова В. А. Кряжева о том, что "не только онтогенез, но и филогенез нельзя рассматривать ограниченно, только в плоскости индивидуального развития организма; сложность и совершенствование функций организмов всех видов животных есть также результат взаимодействия организмов, и поэтому рефлексы общения являются в высокой степени прогрессивным фактором эволюции и всех прогрессивных форм адаптации" [116, 48].
При рассмотрении подражательности у приматов и у человека большинство отечественных и зарубежных исследователей приходит к заключению об огромном эволюционном подъеме интенсивности этого явления в конкретной последовательности от низших обезьян - к высшим, от высших - к ребенку человека.
По наблюдениям психолога Р. Заззо, у ребенка в до-речевом возрасте, начиная с одного месяца, подражание имеет больший размах, больший диапазон, чем у обезьян, в том числе у детенышей обезьян [69]. Высочайшая двигательная, мимическая, вокативная имитативность в раннем онтогенезе ребенка является важным подкреплением гипотезы о том, что близкие эволюционные предки современного человека обладали более сильной имитативностью, чем высшие обезьяны.
В деле приспособления ребёнка к окружающей среде речевые реакции имеют огромное значение. Являясь высоко развитой системой сигнализации, речь служит наиболее усовершенствованным средством для установления связи с внешним миром, так как с помощью своих речевых реакций ребёнок доводит до сведения окружающих о своих потребностях и нуждах. И эти речевые сигналы имеют более совершенный и целесообразный характер, нежели другие формы реакций. Следовательно, жестикуляция, мимика и другие виды реакций на внешние раздражения в эволюции индивида и расы постепенно вытесняются системой звуковых реакций. К этой системе сигналов ребёнок первоначально прибегает инстинктивно; чужие речевые реакции на первоначальной ступени у него вызывают ориентировочную реакцию и лишь впоследствии (на известной ступени развития) и ответную собственную реакцию. О биологической важности речевых реакций говорит хотя бы тот факт, что речевой аппарат может служить эффектором решительно для всех рецепторов человеческого организма.
Развитие речи ребёнка осуществляется совместным действием подражания и детской активности. Последняя имеет своим источником выразительный инстинкт, одной из форм проявления этого инстинкта и является детская речь. Но мат