Ви є тут

Свобода совісті в процесі демократизації українського суспільства: соціально-філософський аналіз.

Автор: 
Ананьєва Олена Павлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U003253
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
СВОБОДА СОВЕСТИ В СИСТЕМЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ
ПРАВ И СВОБОД
2.1. Свобода совести как неотъемлемый элемент прав и свобод человека
Права и свободы человека - определяющая часть общественных отношений, бытия личности в обществе. Существуют различные виды прав и свобод человека. Свободой в общественном смысле считается возможность человека активно действовать в соответствии со своими потребностями, в ходе чего он достигает поставленной цели. Права человека являютcя формой выражения его свободы. Права человека устанавливают равенство людей. Люди свободны, так как они признаются равными. Это важнейший принцип, важнейшая идея, на основе которой строятся все человеческие правила поведения. Чем в большей степени права устанавливают равенство людей, тем в большей степени люди равны, то єсть тем в большей степени они свободны. Свобода дает одинаковые права всем людям, но пользуютея они ими по-разному и позтому достигают разных результатов и соответственно живут по-разному.
Свобода неотделима от равенства. Правовое равенство - это равенство свободных людей. Равенство отличается от уравнительности. Равенство - зто установление одинакового положення людей, наделение их одинаковыми правами и обязанностями, не взирая на естественные различия между людьми. Права человека признают людей формально равными, наделяют их одинаковыми обязанностями.
Права и свободы человека - зто явление, характеризующее круг социальных возможностей личности в зкономической, политической и других сферах, которые современные государства обязаны гарантировать. Права и свободы в совокупности с обязанностями и институтом гражданства составляют правовой статус личности человека. При зтом права и свободы занимают ведущее место. Ибо именно права и свободы человека и гражданина являются важнейшим институтом современного конституционного права во всех демократических государствах.
Формирование концепции прав и свобод личности прошло длительный путь, который восходит к древнейшим цивилизациям. Идея о естественном праве впервые была высказана в VI-IV вв. до нашей эры еще древнегреческими софистами Протагором, Антифонтом, Ликофроном, а также китайскими мыслителями Лао-Цзы, Конфуцием [205]. Известно, что положения о правах человека были сформулированы еще в Римском праве, когда в 212 году до н.э. римский император Каракалла издал указ о наделении правами римских граждан, всех свободных жителей Римской империи [175]. Упоминание о некоторых правах имеются и в законах Ману, составленных в Древней Индии в одной из брахманских (жреческих) школ между II в. до нашей эры I и II вв. нашей эры [174].
Т. Гоббс в своей книге "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651 г.) писал: "В результате обшественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы), на которого была возложена также функция охраны мира и благоденствия. Благо народа - высший закон государства" [32].
Джон Локк различал естественную свободу человека и свободу человека в обществе. Естественная свобода человека заключается в том, что он свободен от власти людей, то есть не подчиняется ни другому человеку, ни закону, а руководствуется вьнужденно только законами природы. Свобода человека в обществе состоит в том, что он подчиняется законодательной власти и может поступать в соответствии со своими желаниями во всех случаях, когда зто не запрешено законом [76].
Впервые Т. Джефферсон и его соратники в Декларации независимости США (1776г.) дали классическую формулировку прав человека: "...Все люди созданы и наделены своим создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью" [160 c. 94-99].
Современному зтапу развития института прав и свобод человека начало положила французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). С зтого момента как результат Великой Французской буржуазной революиии начал складываться первоначальный каталог гражданских и политических прав (свобода и равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и другие) [173].
В XVIII-XIX вв. проблемам прав человека свои труды посвятили многие великие философы: Д. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, И. Г. Фихте, Гегель. К примеру, великий немецкий философ И. Г. Фихте в своей знаменитой речи "Востребование от государей Европы свободы мысли, которую они до сих пор подавляли" провозгласил, что "человек имеет право на условия, в которых он только и может действовать сообразно своему долгу и на действия, которых требует его долг. От этих прав никогда не следует отказываться; они неотчуждаемы; отчуждать их мы не имеем права" [140, с. 78.]. С тех пор прошло два столетия, но на сегодняшний день эти слова не потеряли ни смысла, ни значения, ни актуальности.
Концепция прав человека изначально формировалась под влиянием философско-этических взглядов и юридической регламентации. По словам профессора С. С. Алексеева, концепция прав человека получила "изящно-философскую разработку" еще в XVIII-XIX вв. Уже тогда она должна была "образовать основополагающую часть философии права как особой, высокозначимой науки" [2, с. 14]. Однако лишь в середине XX в., "в условиях развивающейся либеральной цивилизации" произошло "резкое возвышение гуманистического права на основе фундаментальных прав человека" [2, с. 14].
Трагический опыт первой и второй мировых войн, особенно второй, подвел человечество к пониманию того, что без сотрудничества государств, без активного вовлечения в зто сотрудничество широких масс, без их политической активности все человечество, весь мир остаются беззащитными перед лицом агрессии и произвола. А это значит, что не может быть обеспечена международная, военная и экологическая безопасность. Чтобы народы сыграли свою стабилизирующую роль, нужно, чтобы человек почувствовал себя свободным, независимым, причастным к мировым событиям. У человека до