Вы здесь

Антропологічна криза в умовах сучасної техногенної цивілізації

Автор: 
Іл\'янович Катерина Борисівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U003549
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2. ИСТОКИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА СОВРЕМЕННОСТИ
2.1 Социокультурная специфика новоевропейской цивилизации
Проблематика кризиса - одна из ведущих, общезначимых и сквозных тем во всей философской, культурологической и социологической мысли XX века. Она была порождена изменениями в жизни европейского общества, начавшимися в конце ХIХ столетия. Требовали своего осмысления такие противоречия и проблемы, как экономическая нестабильность, страх, растерянность и отчаяние людей перед лицом социальных катастроф, упадок традиционных ценностей, крушение убеждений о приоритетности рационального постижения действительности и связанное с ним падение авторитета науки, а также многие другие признаки кризиса ренессансного гуманизма. Критика европейской цивилизации становится ведущей темой в духовных исканиях мыслителей.
Несомненно, на протяжении всех этапов исторического развития человечества его, так или иначе, сопровождает кризисное сознание и мироощущение. Наиболее остро такое мировосприятие проявляется в периоды резких общественных трансформаций (войн, социальных катастроф, эпидемий и т.д.). Представления и размышления о конце света, гибели цивилизации находили многообразное выражение сначала в мифологических сказаниях, затем - в пророчествах религиозных деятелей, в произведениях искусства, литературе, отражались в науке и в особенности - философии.
Пожалуй, в европейской философской мысли нет ни одного серьезного исследователя, который в той или иной степени не коснулся бы темы кризиса. Однако наибольший вклад в осмысление этой проблемы внес XX век. Трудно найти такого мыслителя современности, который не обращался к исследованию социокультурной ситуации, сложившейся на рубеже XIX-XX вв. в странах Западной Европы и оказавшей огромное воздействие на последующие исторические события [114, с. 8].
За всю свою историю человечество не испытывало такого количества потрясений в течение одного столетия, как в XX веке. Кроме того, ещё никогда противоречия не носили такого многомерного, всеобъемлющего, глобального характера, как сегодня, в самом начале нового столетия. Такая ситуация, несомненно, является признаком беспрецедентного кризиса техногенной цивилизации, уходящего корнями в историю европейской культуры. Сегодня мы переживаем не только кризис отдельных интервалов нашего бытия и основных форм жизнедеятельности, унаследованных у европейской индустриально-технологической цивилизации. Мы оказались перед лицом кризиса современного человека вообще (исследователи часто пишут о кризисе европейской модели человека). Теперь становится очевидным, почему современное состояние человека в контексте природных и социокультурных реалий его существования с недавних пор начали характеризовать именно как антропологический кризис, который, как пишет В.В. Кизима "...по своему значению и дальним последствиям далеко превосходит все прочие, активно обсуждаемые в обществе - газовые, финансовые, военные, политические, религиозно-этнические, межнациональные и др., поскольку касается их основы - самого человека" [54, c. 7-8]. Рушится сам человек, но не только как живая реальность: налицо кризис собственно человеческого в человеке нашей эпохи - духовно-ценностная составляющая. Можно с уверенностью заявить, что сущностная характеристика современного антропологического кризиса - отказ от духовности. В данном разделе мы постараемся обозначить основные социокультурные истоки и признаки этого отказа, определяющего специфику техногенной цивилизации.
Рубеж столетий, а тем более, - как в нашем случае, - тысячелетий, часто мыслится философами, историками и культурологами и другими учёными в качестве переломной эпохи, времени переоценки ценностей и поиска новых путей цивилизационного развития. Очевидно, современная техногенная цивилизация породила множество глубочайших противоречий и кризисов, которые, в свою очередь, вылились в антропологический кризис. Рефлексируя над истоками этого кризиса, мы должны проанализировать социокультурную специфику техногенной цивилизации. Для этого необходимо:
* обратиться к содержанию термина "цивилизация";
* ввести понятие типов цивилизационного развития и кратко рассмотреть наиболее известные концепции, в рамках которых оно сформулировано;
* дать определение понятия "техногенная цивилизация";
* показать различие техногенной и традиционной цивилизаций;
* выявить систему ценностей техногенной цивилизации.
* определить тип рациональности как отношения к миру, являющийся фундаментальным для техногенной цивилизации.
Возникновение термина "цивилизация" традиционно связывают с деятельностью французских философов-просветителей XVIII века (Тюрго, 1752 г.; Мирабо, 1757 г.; Фергюсон, 1759 г.) [9, с. 386-398], [3, с. 85], которые говорили об идеале "цивилизованного" общества, основанного на справедливости и разуме. Известный историк Люсьен Февр показал, что из этого первоначально существовавшего во французском языке прилагательного "цивилизованный" и сформировалось в 60-х годах XVIII в понятие "цивилизация" [136, с. 240]. С этих пор понятие стало употребляться в значении определённого культурного состояния общества, а также этапа всемирно-исторического процесса, при котором "цивилизация" как историческая стадия противопоставляется предшествующим ей стадиям и противоположным культурным состояниям "дикости" и "варварства". Нельзя не подчеркнуть, что в то время речь шла об одной-единственной цивилизации, и лишь в 20-х годах XIX в. сложились представление о множестве разных цивилизаций. Известно, что во французском языке понятия "цивилизация" и "культура" жёстко не разведены, поэтому они часто мыслятся в качестве синонимов. Следует отметить, что различение понятий культуры и цивилизации раньше всего началось в Германии и связано с именем Канта. Цивилизация для него - внешний, чисто технический аспект жизни личности и общества, а культура - её внутренний потенциал, всё то, что по своей сути духовно и гуманистично. Немецкая философия и далее всегда строго придерживалась этог