Ви є тут

Зменшення радіальної нерівномірності температурних полів у дисках роторів ГТД дискобарабанної конструкції

Автор: 
Харченко Андрій Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3408U003770
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИКA И ТЕХНИКA ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА
Устройство экспериментальной установки, методика и техника измерений
Экспериментальная установка, предназначенная для проведения тепловых и
гидродинамических исследований во вращающихся полостях с различными схемами
прокачки охладителя, состоит из рабочего участка, представляющего модель
исследуемой полости ротора газотурбинного двигателя, и обслуживающих систем.
Общий вид установки показан на фото, рис. 2.1.
Экспериментальная установка оснащена:
— системой измерения температур;
— системой измерения расходов охладителей;
— системой измерения частоты вращения рабочего участка;
— системой измерения мощности электронагревательных элементов
рабочего участка;
— системами смазки подшипниковых узлов.
Система измерения температур позволяет производить регистрацию показаний
термодатчиков рабочего участка установки на стационарных и нестационарных
режимах работы. В качестве термодатчиков применялись термопары типа
хромель-алюмель со стеклотканевой изоляцией. Головки термопар сваривались в
спиртовой ванне с последующей тарировкой в термостате. Для исследований
отбирались термопары, показания которых отличались от стандартной
градуировочной кривой не более ±0,1 °С. Для уменьшения влияния помех на
показания термопар горячий спай термопары изолировался от поверхности диска. С
этой целью головки термопар предварительно приваривались к пластине из
нержавеющей стали размером 360,1 мм, которая с обеих сторон покрывалась тонким
слоем слюды. Для умень­шения термического сопротивления на слюду наносился слой
теплопро­водной пасты. Плотность соединения термодатчика с диском обеспечивала
пластина из нержавеющей фольги, которая накладывалась сверху и приварива­лась к
диску контактной сваркой.
Рис. 2.12. Общий вид экспериментальной установки:
1 — станина; 2 — рабочий участок;
3 —электродвигатель привода центрального вала;
4 — датчик тахометра;
5 — ременной привод рабочего участка;
6 — медно-графитовые щетки;
7 — воздухоподводящий кожух.
Свободные термоэлектроды термопар выводились из вала ротора рабочего участка и
подключались к ртутному токосъемнику [66, 67] (см. фото, рис. 2.2), который, в
свою очередь, через переключатель термопар подключался к измерительному
прибору.

Рис. 2.13. Внешний вид (а) и расположение на экспериментальной установке
(б) ртутного токосъемника с подключенными термопарами
Особенностью измерительной схемы являлось то, что вся коммутаци­онная схема
измерений собрана из материала термопары, и соединение проводов производилось
без пайки. Это позволило исключить появление дополнительных термоЭДС и повысить
точность измерений.
Регистрация температуры осуществлялась через цифровой многоканаль­ный
преобразователь Щ 711/1И [69], который преобразовывал выходные аналоговые
электрические сигналы датчиков температуры, а также сигналы напряжения
постоянного тока и силы постоянного тока в кодированный электрический сигнал, и
обеспечивал обмен информацией с ЭВМ по стандартным интерфейсам. При работе с Щ
711/1И предел допускаемой абсолютной основной погрешности для термопар в
интервале измеряемых температур составил ± 0,8 °С, максималь­ная скорость
опроса — 20 каналов в секунду.
Измерение расхода охлаждающего воздуха осуществлялось с помощью сопла Вентури и
рассчитывалось по величине перепада водяного столба. Температура и расход
воздуха устанавливались с помощью двух задвижек, изменяющих поперечное сечение
выхлопного и всасывающего трубопроводов.
Измерение частоты вращения ротора рабочего участка и центрального вала
экспериментальной установки осуществлялось цифровыми автоматическими
тахометрами типа ЦАТ-2М.
Для измерения мощности электронагревателей рабочего участка Qэ служили
вольтметр и амперметр клас­са 0,5.
Контрольно-измерительные приборы смонтированы на панели пульта управления, см.
фото, рис. 2.3.
Система смазки обеспечивала принудительную подачу турбинного масла к
подшипниковым узлам экспериментальной установки. Из маслобака масло подается
шестеренчатым насосом и через сетчатые фильтры поступает к подшипниковым узлам,
откуда самотеком поступает в маслобак. Расход масла регулируется перепускным
клапаном. Температура масла в маслобаке измеряется ртутным термометром.
Компрессорная станция имеет независимую систему смазки. Масляные насосы
приводятся во вращение электродвигателями переменного тока.
Рабочий участок экспериментальной установки (рис. 2.4) представляет собой
модель пятиступенча­того ротора осевого компрессора с транспортиров­кой
отбираемого на охлажде­ние турбины воз­духа через внутренние полости ротора. В
роторе рабочего участка устанавливались испытываемые конструкции устройств.
Рис. 2.14. Пульт управления экспериментальной установки
Рис. 2.15. Рабочий участок экспериментальной установки:
1 – полувал левый; 2 – барабан; 3 – диск; 4 – проставочное кольцо; 5 –
внутренний электронагреватель;
6 – внешний электронагреватель; 7 – защитный кожух; 8 – центральный вал; 9 –
медно-графитовые щетки;
10 – полувал правый; 11 – воздухоподводящее устройство
Ротор рабочего участка состоит из барабана 2 и двух полувалов 1 и 10,
соеди­ненных между собой болтами. Внутри, по образующей барабана 2, расположен
слой изоляции из асботкани толщиной 4 мм. На асботкань уложен
элек­тронагреватель 5, изготовленный из нержавеющей стальной ленты толщиной 0,6
мм. Питание к ши­нам электронагревателя подводится от клемм генератора
постоянного тока через скользящи