Ви є тут

Формування емоційно-виразного мовлення старших дошкільників у процесі сприймання творів живопису.

Автор: 
Соцька Олена Петрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U003987
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ В
ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
2.1. Характеристика уровней сформированности эмоционально-выразительной речи
детей старшего дошкольного возраста
Целью констатирующего эксперимента было определение уровней сформированности
эмоционально-выразительной речи детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: в констатирующем эксперименте принимали участие 350 детей
старшего дошкольного возраста ДУУ № 250 г. Одессы, УВК «Надежда» г. Одессы,
ЦДЮТ «Дивосвит» Приморского района г. Одессы, № 112, 115 г. Николаева.
Исходя из теоретических основ формирования эмоционально-выразительной речи на
констатирующем этапе эксперимента, нами были разработаны критерии и показатели
сформированности эмоционально-выразительной речи детей при восприятии
репродукций художественных картин. Опишем их.
Когнитивный критерий с показателями:
осведомленность детей с художественными картинами;
- осведомленность с художниками – авторами картин: а) украинскими; б)
зарубежными;
- понимание детьми содержания репродукций художественных картин.
Репродуктивно-речевой критерий с показателями:
полнота воспроизведения содержания репродукции художественной картины;
соответствие рассказа содержанию картины;
самостоятельность построения текста.
Эмоционально-выразительный критерий с показателями:
наличие вербальных (интонационных) средств выразительности;
наличие лексико-семантических и синтаксических средств выразительности
(образные выражения, слова в переносном значении, омонимы, синонимы, пословицы,
крылатые выражения, поэтические строки и т.п.);
наличие невербальных средств выразительности (мимика, жесты, поза, движения и
т.п.).
К каждому критерию и показателю были подобраны репродукции художественных
картин разных жанров в соответствии с программными требованиями по данному
возрастному периоду с учетом особенностей восприятия художественных картин
детьми старшего дошкольного возраста. А также были разработаны задания, которые
предлагались детям как в индивидуальной беседе, так и во время групповых
занятий. Опишем их.
Когнитивный критерий
Показатели: осведомленность детей с художественными картинами; осведомленность
с художниками – авторами картин: а) украинскими; б) зарубежными.
Для выполнения заданий детям были предложены следующие репродукции
художественных картин:
Портреты: И. Крамской «Портрет Шевченка», Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
(«Джоконда»), Т. Шевченко «Катерина», В. Серов «Девочка с персиками», И. Репин
«Стрекоза».
Пейзажные картины: И. Левитан «Март», «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи
прилетели», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», Т. Яблонская «Утро», «Весна»,
«Стога сена», С. Шишко «Осень над Днепром», Р. Судковский «Берег Черного моря»,
Й. Бокшай «Цветет сирень», И. Айвазовский «Буря», А. Куинджи «Лунная ночь на
Днепре», В. Габда «Поют весенние ручейки».
Натюрморты: И. Машков «Овощи и фрукты», И. Хруцкий «Цветы и плоды».
Сюжетные картины: Т. Яблонская «В украиском детском саду», «Хлеб», В.
Монастырский «Пасика», О. Сиротенко «Отдых», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,
В. Васнецов «Аленушка», «Иван царевич на сером волке», К. Маковский «Дети,
бегущие от грозы».
Работа проводилась индивидуально с каждым ребенком в течение дня. В
эксперименте принимали участие экспериментатор, воспитатели,
студенты-практиканты. В течение дня детям предлагалось не больше 2-3
репродукций картин. В свободное от занятий время ребенку показывали картину.
Показ сопровождался беседой: «Тебе знакома эта картина?», «Где ты ее видел?»,
«Вспомни, как она называется?», «Кто ее написал?», «Как фамилия художника?».
Количественные данные осведомленности детей с художественными картинами и
художниками представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Осведомленность детей с художественными картинами и художниками (%)
Группа
Жанр картины
Название картины
Художник
знают
называют неправильно
не знают
знают
называют неправильно
не знают
знают
не знают
ЭГ
12
86
10
36
54
10
90
КГ
10
90
34
58
92
Как свидетельствует таблица 2.1, только 2% детей экспериментальной группы
правильно называли жанр картины, но, в основном, дети называли пейзажные
картины, 12% экспериментальной и 10% контрольной групп назвали жанр репродукции
с ошибками, сюжетную картину называли пейзажной, портрет. Как оказалось, 86%
детей экспериментальной и 90% – контрольной групп не знают жанра репродукций
художественных картин. Только 10% детей экспериментальной и 8% – контрольной
групп смогли назвать знакомые им картины, наиболее часто используемые на
занятиях: «Утро в сосновом лесу», «Золотая осень», «Грачи прилетели». Только
10% детей экспериментальной и 8 % – контрольной групп смогли правильно назвать
фамилии художников. Среди них: Т. Шевченко («Катерина»), И. Левитан («Золотая
осень»), И. Шишкин («Утро в сосновом лесу»), А. Саврасов («Грачи прилетели»).
Приведем примеры ответов детей.
Маша С. по репродукции картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»: «Нет. Незнаю. …».
Артем П. по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели»: «Да. В группе.
Птицы и березки. Художник. …Не помню».
Соня Ч. по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»: «Да. Я видела ее в
группе. Золотые деревья, это осень. Художник. …».
Аня Т. по репродукции картины В. Васнецова «Аленушка»: «Знакома. В группе.
Девочка плачет. …».
Таким образом, ответы детей показали, что им более доступны по содержанию
произведения таких российских классиков, как И. Левитана, А. Саврасова, В.
Васнецова, И. Шишкина, т.е. те репродукции которые на сегоднешний день чаще
встречаются в дошкольных учреждениях. Наз