Ви є тут

Тестовий контроль у системі оцінки знань студентів інститутів фізичної культури і спорту (на прикладі дисципліни "Теорія і методика фізичного виховання")

Автор: 
Ісаченко Марія Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U004014
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследований
Методологическую основу исследований составили базовые положения теории и
методики физического воспитания, которыми являются теории: управления,
познания, обучения, деятельности, мотивации и т.д. В процессе работы для
решения поставленных задач применялись следующие методы исследований:
1.Анализ научной и специальной литературы;
2.Анализ документальных материалов;
3.Опрос;
4.Психологическое тестирование;
5.Педагогический эксперимент (педагогическое тестирование);
6. Метод экспертных оценок;
7. Методы математической обработки полученных результатов.
2.1.1. Анализ научной и специальной литературы
Анализ научной и специальной литературы, периодических изданий, материалов
международной сети «Интернет» позволил изучить существующие данные, подходы,
современные представления как отечественных, так и зарубежных специалистов
относительно проблемы контроля знаний студентов, выявить мало исследованные
вопросы, оценить вклад специалистов в разработку данной проблемы и роль
собственных исследований.
Во время изучения литературных источников основное внимание уделялось анализу:
а) публикаций специалистов, которые раскрывают проблемы диагностики и контроля
знаний студентов;
б) нормативных документов высшей школы;
в) работ по использованию математических и статистических методов в
педагогических исследованиях;
2.1.2. Анализ документальных материалов
В процессе исследований наряду с анализом литературы осуществлялся анализ
документальных источников: учебных планов, программ, содержания лекций высших
учебных заведений Украины и сети Интернет относительно дисциплины «Теория и
методика физического воспитания» за период 2003-2005гг. для определения роли,
места и содержания педагогического контроля в структуре образовательного
процесса студентов физкультурных ВУЗов.
2.1.3. Опрос
Опрос использовался для получения информации по отдельным проблемам
исследований и с целью дополнения данных, полученных при анализе литературных
документальных источников, учебных планов и т.д.
Для проведения опроса нами были выбраны и использованы следующие виды
[58,121,167,172]:
интервью - метод получения информации путем устных ответов респондентов на
систему вопросов, устно задаваемых исследователем;
беседа - метод получения информации путем двустороннего или многостороннего
обсуждения интересующего исследователя вопроса;
анкетирование - метод получения информации путем письменных ответов
респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. По объему
генеральной совокупности анкетирование носило выборочный характер, по способу
общения носило личный (очный) характер, по процедуре было как групповым, так и
индивидуальным.
В опросе участвовали две категории респондентов: преподаватели
специализированных высших учебных заведений; студенты 1-5 курсов
специализированных и неспециализированных вузов. Для каждой из выше упомянутых
категорий респондентов были разработаны соответствующие анкеты. Его начало, как
правило, носило характер беседы, где разъяснялись цели и задачи исследования, а
так же способ заполнения анкет. Это позволяло лучше ознакомиться с
особенностями респондентов и адаптировать к ним программу основного опроса,
сочетающего интервью и анкетирование. Такой подход исключал вариант
недопонимания вопросов, позволял обсудить необходимый их круг, оперативно
корректировать программу опроса и заполнять необходимую для анализа анкету –
опросник «Отношение к предмету ТМФВ» (Приложение А).
Для получения качественной оценки отношения студентов к предмету «Теория и
методика физического воспитания» (ТМФВ) был предложен 21 вопрос. Каждый вопрос
представлял собой положительное и отрицательное утверждение, которое касалось
определенного аспекта рассматриваемого предмета ТМФВ. Ответы на вопросы
выбирались из значений 1, 2, 3, 4, 5, что отражало интенсивность мнения
респондента. Выбор единицы обозначает полное согласие с положительной оценкой,
выбор пятерки – полное согласие с отрицательной оценкой. Промежуточная оценка
могла быть выбрана из цифр 2, 3, 4. Тройка обозначает нейтральное отношение к
рассматриваемому аспекту.
2.1.4. Методы психологического тестирования
Психологическое тестирование включало: методы диагностики логического мышления
студентов.
К числу основных когнитивных процессов относятся память, внимание, мышление.
Память - запоминание, сохранение, последующее воспроизведение индивидом его
опыта. Внимание - сосредоточение сознания на определенном объекте,
обеспечивающее его особо ясное отражение. Мышление есть опосредованное,
обобщенное отражение действительности человеком при ее существенных связях и
отношениях. Комплексное микровозрастное изучение характера когнитивных
процессов в различные возрастные периоды жизни позволяет решать задачи,
связанные с исследованием возрастных и индивидуальных особенностей детей и
взрослых.
Предлагаемые методы диагностики позволяют выявить специфику возрастных
изменений на каждом этапе онтогенеза [147].
Исходное тестирование показателей мышления, проводилось по методикам:
1) Субтест «Обобщения» [Приложение З].
При проведении теста испытуемому предлагается инструкция: Вам предлагаются два
слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае
найти наиболее существенные общие признаки для обоих слов. Напишите свой ответ
рядом с предложенной парой слов.
Пример:
Ель — сосна.
Правильным ответом будет: «хвойные деревья».
Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.
Результаты теста оцениваются в зависимости от качес