Вы здесь

Корекція порушень постави слабкочуючих школярів засобами фізичного виховання.

Автор: 
Зіяд Хаміді Ахмад Насраллах
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
0408U004048
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методологическую основу исследований составили базовые положения теории и
методики АФВ [12, 62, 65, 100, 156, 158, 170, 190].
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач мы использовали такие методы исследования:
анализ специальной научно-методической литературы;
контент-анализ;
педагогические наблюдения;
педагогический эксперимент с использованием методов антропометрии,
видеометрии;
методы математической статистики.
2.1.1. Анализ специальной научно-методической литературы. Для теоретического
анализа специальной научно-методической литературы нами использовалась
отечественная и зарубежная литература, раскрывающая закономерности формирования
пространственной организации тела школьников т.д. Изучение специальной
литературы позволило получить представление о состоянии исследуемого вопроса,
обобщить экспериментальные данные, касающиеся изучения пространственной
организации тела, двигательной функции нижних конечностей.
В работе использовано 205 источников научной и специальной литературы, из
которых 179 отечественных и стран СНГ, иностранных - 26.
2.1.2. Педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения представляли собой
планомерный анализ и оценку методов организации и проведения
учебно-воспитательного процесса без вмешательства в ход этого процесса.
К объекту педагогического наблюдения мы отнесли влияние различных средств и
методов АФВ на совершенствование биомеханики позвоночного столба и
пространственную организацию тела детей младшего школьного возраста.
Изучение заболеваемости осуществлялось с помощью выкопировки медицинских
карточек слабослышаших младших школьников.
2.1.3. Педагогический эксперимент проводился в виде констатирующего и
преобразующего эксперимента. Констатирующий эксперимент проводился с целью
получения первичной информации о физическом развитии, морфофункциональном
состоянии организма слабослышащих школьников младшего школьного возраста,
регистрации количественных характеристик, свидетельствующих о состоянии осанки
школьников и определения вертикальной устойчивости тела. В ходе эксперимента
определены показатели пространственной организации тела младших школьников и
наиболее часто встречающиеся нарушения. Состав экспериментальной группы включал
слабослышащих детей младшего школьного возраста со сколиотической осанкой.
Всего в формирующем эксперименте приняло участие 20 слабослышащих школьника.
Преобразующий эксперимент проводился с целью определения влияния разработанной
технологии коррекции нарушений осанки слабослышащих детей. При проведении
преобразующего эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная
группы школьников.
Преподавание физической культуры школьникам контрольной группы осуществлялось в
рамках традиционной модели образовательного процесса, согласно учебной
программы по физической культуре. Школьники экспериментальной группы занимались
по разработанной нами экспериментальной программе. В эксперименте приняли
участие 43 школьника специальной средней общеобразовательной школы интерната
№18 г. Киева и 120 учеников общеобразовательной школы №149 г. Киева.
Длительность эксперимента составила 5 месяцев (с февраля 2006 г. по май 2006
г.).
2.1.4. Антропометрия. Метод антропометрии использовался для измерения
поперечных и продольных показателей тела детей.
Антропометрическое обследование испытуемых производилось стандартным
инструментарием по общепринятой унифицированной методике, детально описанной в
работах [82, 103].
В качестве точек отсчета в измерениях использовались антропометрические точки,
имеющие достаточно строгую локализацию относительно определенных костных
образований скелета. При этом для большей точности измерения тела человека
использовались соматические оси координат. Местонахождение той или иной
антропометрической точки определялись путем прощупывания и безболезненного
надавливания с последующим обозначением ее демографическим карандашом.
2.1.5. Видеометрия. Для регистрации количественных характеристик,
свидетельствующих о состоянии осанки школьников, а также для определения
вертикальной устойчивости тела использовалась цифровая видеокамера, сопряженная
с персональным компьютером, с использованием программ «Torso» [82, 83] (рис.
2.1).
Рис. 2.1. Окна программы “TORSO”: а - биогеометрический профиль осанки тела
испытуемого во фронтальной плоскости; б - биогеометрический профиль осанки тела
испытуемого в сагиттальной плоскости
Нами определялись следующие гониометрические показатели пространственной
организации тела: угол, образованный вертикалью и линией, соединяющей остистый
отросток седьмого шейного позвонка (a1), углы устойчивости задний (a2) и
передний (a3), угол наклона голени к опоре (a4), угол, образованный
горизонталью и линией, соединяющей наиболее выступающую точку лобной кости и
подбородочный выступ (a5), угол наклона туловища (a6), угол асимметрии лопаток
(a7), угол наклона линии, проходящей через оба акромиона к горизонтали (a8),
правый (a9) и левый (a10) углы устойчивости, углы асимметрии плечевого пояса
левый (a11) и правый (a12).
Для определения вертикальной устойчивости ортоградной позы детей использовался
тест Э.Я. Бондаревского [19]. Биомеханический видеокомпьютерный анализ
устойчивости вертикальной позы слабослышащих детей младшего школьного возраста
осуществлялся на основе программного обеспечения «БиоВидео» разработанное И.В.
Хмельницкой [162]. С этой целью проводилась биомеханическая видеосъемка с
последующим анализом видеоизображения на видеокомпьютерном компле