Вы здесь

Соціально-гуманістичні ідеали української молоді в трансформаційному суспільстві (соціально-філософський аспект)

Автор: 
Квятковський Дмитро Олегович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2008
Артикул:
3408U004143
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ЦЕННОСТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ
В СРЕДЕ УКРАИНСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Нравственное совершенствование – основное направление всестороннего развития
человека. Система социально-гуманистических ценностей и идеалов молодёжи в
целом отражает моральное состояние общества [92]. В современный переходной
период особую остроту приобрела проблема общечеловеческих идеалов молодёжи,
поскольку изъяны нравственной культуры молодёжной среды являются почвой для
проникновения в украинское общество различных псевдокультурных течений,
потребительского отношения к жизни, мировоззренческой нетерпимости и
психологического иждивенчества [169] [22]. Важность проблемы становления и
функционирования в обществе социально-гуманистических идеалов основывается на
том, что, с одной стороны, они образуют стержень культуры, обеспечивают
нравственный прогресс общества и являются связующим звеном в межличностном
дискурсе, а также во взаимодействиях социума и личности, а с другой стороны, –
признаются центральным компонентом личности и высшим уровнем мотивации и
регуляции ее поведения [1].
Для трансформационных процессов общества характерно рассогласование
общественного сознания молодёжной среды с духовной культурой: выросло целое
поколение молодых людей, самоопределившихся в обществе и являющихся
профессионалами в своей области, но при этом совершенно невежественными в
общекультурном плане. Общая культура личности существенно сказывается на её
поведении. Человек, руководствующийся общечеловеческими гуманистическими
принципами, не может проявлять деятельную пассивность или эгоистическую
направленность в ущерб своему народу и его культурному наследию. Устойчивая
система социально-гуманистических идеалов неминуемо формирует моральные
качества, трансформирующиеся в нравственную интенцию на высокую духовную
культуру личности. Поэтому развитие мировоззренческих социально-гуманистических
идеалов ведёт к повышению общей культуры личности.
Понять сущность процесса развития социально-гуманистических личностных идеалов
возможно, только если прослежен генезис их становления в молодом возрасте
человека. В нашем исследовании мы исходили из следующего понимания молодого
поколения: это особая социальная общность, состоящая из когорты сверстников в
возрасте 17-29 лет, находящаяся в стадии формирования структуры ценностной
системы, выбора профессионального и жизненного пути, не имеющая реального
социального положения, поскольку либо «наследует» социальный статус семьи, либо
характеризуется «будущим» социальным статусом [149: 187-188].
Современная молодёжь как социокультурная группа характеризуется несколькими
общими чертами: она более образована по сравнению с предыдущим поколением
молодёжи, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и
социального динамизма. Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной
категории приводит к образованию молодёжной субкультуры со специфическими
ценностями и идеалами, которая является неотъемлемым характерным атрибутом
молодёжной среды.
Молодёжь – это многочисленная социальная группа, обладающая определённой
целостностью и самостоятельностью по отношению к другим группам общества.
Вместе с тем в молодёжной среде существуют и заметные внутренние различия по
социальному происхождению, отношению к различным слоям и группам, уровню
культуры. Перечисленные различия не мешают представить молодёжь как единую
социальную категорию, обладающую специфическими признаками, к которым относятся
её общий возрастной диапазон, особенности менталитета и более высокое
умственное развитие по сравнению с предыдущими возрастными категориями
(детство, юность, отрочество) [48:29]. Следовательно, молодёжь – это не просто
многочисленная социальная категория людей, объединённая возрастными границами,
но и формирующийся «корпус» общества, от гуманистической направленности
которого в гражданской, национальной, политической, экономической,
профессиональной и духовной сферах в значительной мере будет зависеть будущее
Украины как суверенного демократического государства, способного занять
достойное место в мировом сообществе.
Процесс трансформации общественных отношений включает в себя участие в нём всех
социальных групп, слоёв, в том числе молодёжи, что подтверждено многочисленными
исследованиями [37] [112] [113] [162]. Социальное пространство, занимаемое
молодёжью, регламентируется общими глобальными феноменами, которые,
естественно, не могли обойти и украинское общество. По мнению Д.Ольшанского,
«едва ли в предыдущей истории возникали си­туации, когда потребности и
притязания каждого нового поколения столь разительно отличались бы от
предшествовавшего, как в материальной, так и в духовной, и в политической
сферах» [126: 396].
Нравственное становление социально-гуманистических идеалов молодёжи выступает
целостным динамическим процессом актуализации изнутри, с самости
личностно-субъективного: человечности, свободы, ответственности,
справедливости, совести. Это процесс восхождения к достижению свободы и
справедливости, возможность принимать нравственно-ответственные решения,
направленность на альтруистическое отношение к «ближним» и «дальним», на добро
для всех людей, возможность самоопределить свою индивидуальность не в ущерб
остальным, способность сознательно регулировать поведение согласно осмысленным
общечеловеческим ценностям. Нравственное становление молодой личности означает
переход от внешнеориентированного к внутриориентированному способу своего
бытия, строя его в контексте